Сезон отпусков в разгаре. «АиФ-Воронеж» поговорил с адвокатом Дмитрием Степановым и турагентом Натальей Величко о правах туристов, обязанностях туроператоров и важных мелочах в путешествиях за границу.
Что делать, если купил тур и не смог полететь?
«Чем больше времени до вылета у вас остаётся, тем больше денег можно вернуть. Например, при отказе от тура за два месяца вас оштрафуют на 20% от его стоимости, остальное вернут, за месяц – на 50%. Это зависит от туроператора.
Самый простой способ не потерять при отказе от тура всю его стоимость – отправить вместо себя другого человека. Доплатив 30-40 долларов за смену пассажира, вы можете оформить тур на своих родственников или друзей или попросить турагента предложить ваш тур другим клиентам. Единственный нюанс – рейс должен быть чартерным, но, как правило, на самые популярные летние направления летают как раз чартеры».
На что я имею право, если мой рейс задержали?
«Представители авиакомпании обязаны предоставить семьям с детьми комнату матери и ребенка, а в случае ожидания рейса более двух часов - обеспечить прохладительными напитками. Обычно на стойке авиакомпании выдают воду.
Если время ожидания превышает четыре часа, авиакомпания должна вас покормить. Так, в Шереметьево и Домодедово часто выдают ваучер на тысячу рублей, который можно потратить в любом кафе на территории аэропорта.
Если время ожидания превышает восемь часов днем или шесть ночью, вам обязаны обеспечить размещение в гостинице и проезд до нее. Обычно авиакомпании выполняют эти требования в меру своих возможностей. Некоторые предлагают неплохие капсульные отели, а кто-то везёт 40 минут, чтобы заселить в хостел по шесть человек в одну комнату.
Если в этих услугах вам отказали, обязательно поставьте у представителя авиакомпании отметку о задержке рейса на посадочном талоне и вручите ему под подпись заявление в свободной форме о том, что вы хотите воспользоваться своими правами. После этого вы сможете компенсировать затраты, которые понесете за свой счет.
Эти же правила распространяются на ситуацию, если вы опоздали на стыковочный рейс по вине авиакомпании».
Как воспользоваться медицинской страховкой в отпуске?
«В каждом пакетном туре есть медицинская страховка, а у каждого страхового документа – свой номер. Он должен быть у вас с собой в отпуске. Советую сразу ознакомиться с условиями страховки и знать, на что она распространяется, а также на всякий случай взять с собой лекарства от аллергии, головной боли и других болезней, которые могут застать вас врасплох.
Если вам понадобился врач, обращаться в медпункт в отеле не стоит – он не относится к вашей медстраховке, там вас вылечат по международному тарифу. Надо позвонить по телефону, указанному в страховом документе, сообщить свои данные и рассказать, что случилось. В течение 15-20 минут к вам в отель должен приехать врач.
Стоит помнить, что проблемы с зубами, ожоги и травмы, полученные при экстремальных приключениях (полётах на параплане, прыжках с парашютом и дайвинге), не являются страховым случаем».
Что делать, если купил авиабилет с пересадкой и не успел на второй рейс?
«Если у вас был куплен единый билет на несколько перелетов, то проблем не должно возникнуть – авиакомпания бесплатно предоставит вам место на следующий рейс. Также вы можете отказаться от продолжения пути и вернуть деньги за несовершенные перелеты.
Если перелёты были куплены у разных авиакомпаний или отдельными билетами, вернуть деньги будет сложнее. Это возможно в судебном порядке при определенных обстоятельствах – например, при задержке рейса по вине авиакомпании.
Важно знать, что отказаться от перелета и вернуть полную стоимость билета можно, если до окончания регистрации уведомить авиаперевозчика о своей болезни или болезни близкого родственника, с которым планировался перелет, а также смерти любого из близких родственников. Родители и дети, дедушки, бабушки, внуки, сестры и братья – всё это близкие родственники».
Куда обращаться, если я прилетел, а мой багаж – нет?
«Важно помнить, что после посадки в самолет надо сохранить посадочный талон и отрывной талон багажной бирки. Если вам не выдали багаж, необходимо обратиться к представителю авиакомпании или в службу утери багажа, не выходя из зоны прилета. После этого составляется заявление об утере, второй экземпляр которого (с отметкой о вручении) необходимо оставить себе.
На поиск багажа авиакомпании дается 21 день. Если багаж так и не найдут, вы сможете претендовать на компенсацию. При перелетах по России это 600 рублей за килограмм багажа, а при международных – до 1200 евро за весь багаж.
Авиакомпания возместит вам также траты на вещи первой необходимости, которые вам пришлось приобрести из-за потерянного чемодана. Я всегда советую туристам класть ценные вещи и всё самое важное в ручную кладь.
Если при получении багажа вы обнаружили, что он поврежден, вам необходимо заявить об этом в службу выдачи, написать заявление и зафиксировать повреждения. Иногда вам могут предложить заменить поврежденную сумку или чемодан на новый, но это не является обязанностью авиаперевозчика или аэропорта. Чаще рассматривается претензия и выплачивается денежная компенсация».
Какой багаж нужно декларировать?
«Всё, что любят везти российские туристы из других стран, нужно декларировать. Это шубы, золото, серебро, камни. Специалисты укажут в декларации, какие ценные вещи вы везёте с собой и оценят их стоимость. При утере страховая компания возместит эту стоимость. С украшениями всё проще – достаточно снять бирку, и формально вы уже не нарушили закон».
Что делать, если в отпуске за границей потерял загранпаспорт?
«Для того, чтобы восстановление загранпаспорта прошло легче (а без паспорта вас не выпустят из страны), я советую брать в отпуск две фотографии и российский паспорт. С ними вам нужно будет прийти в полицейский участок. Если фото нет, для составления протокола вам понадобятся двое свидетелей. В течение суток в посольстве России, которое есть в каждой стране, вам выпишут документ, по которому вы сможете вылететь домой. Если потеря паспорта обнаружилась в последний день отпуска и выписать временное разрешение вам не успевают, отпуск придётся продлить и лететь обратно за свой счёт».
Куда точно не стоит лететь летом?
«С июля по сентябрь стоит забыть про Китай, точнее, очень популярный остров Хайнань – в это время там дожди и тайфуны. В Тунисе во второй половине лета нельзя купаться из-за ядовитых медуз, которые приплывают к берегу. Лететь в Таиланд тоже не советую, но уже не из-за соображений безопасности, а из-за погоды: там будет дождливо и самые красивые виды посмотреть не получится. В Эмиратах слишком жарко, а на Кубе летом много москитов. Есть места, где летом просто дороже – это, например, Ницца и Канны. Зато в Доминикане круглый год отличная погода, а летом гораздо дешевле».