В Воронеже вновь заработали сервисы аренды электросамокатов. Самокатчики рады, пешеходы – не очень.
К контролю над использованием этого довольно травмоопасного средства передвижения подключились власти, впрочем, эксперты утверждают, что пока не будут введены серьёзные штрафы, в корне ничего не изменится.
Пока объясняют
Инспекторы ДПС начали проводить регулярные рейды по самокатам, обращая особое внимание на несовершеннолетних «за рулём», а также тех, кто ездит по пешеходным переходам или катается вдвоём. Пока речь идёт о профилактических беседах – где и как можно ездить. Так, в ходе первого рейда 29 марта инспекторы ДПС объясняли, что необходимо придерживаться правой стороны дороги, ограничивать скорость, предупреждать о приближении звонком. В будущем планируется проводить такие мероприятия в местах, где чаще всего пользуются самокатами, в том числе в парках.
«Цель рейдов – провести профилактические беседы, прежде всего, с несовершеннолетними. Пока люди не адаптировались, рейды будут носить ознакомительный характер. В дальнейшем, в случае выявления нарушений, виновные будут привлекаться к ответственности», – пояснили в управлении ГИБДД.
Со стороны чиновников тоже есть желание навести порядок. Мэрия заключила трёхстороннее соглашение с региональным ГИБДД и крупным оператором проката ООО «Вуш» по формированию правил аренды электросамокатов и культуры их вождения. К работе присоединился ВГТУ, который поможет разработать учебные методики для студентов. Также в городе появятся зоны запрета движения электросамокатов и участки с ограничением их скорости. Сервисы кикшеринга введут эти ограничения на программном уровне: въехать в запретную зону не получится – самокат просто остановится, а в зоне снижения скорости он автоматически замедлится до разрешённых значений.
Неудивительно, что элетросамокатам решили уделить такое внимание – из года в год количество ДТП с их участием растёт. Так, если в 2021 году было зарегистрировано всего шесть таких случаев, то в прошлом – уже 19. Всего же за три года произошло 42 ДТП, в которых пострадало 49 человек, один ребёнок погиб.
А их всё больше
Но не запоздали ли такие решения и насколько они достаточны?
«В первую очередь необходимо прививать культуру вождения, открывать специальные курсы по обучению правилам, вводить образовательные ролики, – считает сопредседатель реготделения МОО «Город и транспорт» Юрий Новиков. «Нужно выявлять нарушителей и блокировать такие аккаунты, а для этого необходимо внедрять систему распознавания лиц, вводить номерные знаки, как в Москве, создавать инфраструктуру – парковки и выделенки, иначе останется риск для всех жителей, а это значит – переделывать весь город. Но главное – все операторы должны ужесточать доступ к самокатам несовершеннолетних, именно они создают наибольший риск ДТП. И на уровне оператора нужно вводить штрафные санкции для каждого нарушителя ПДД. То есть, например, при следующей поездке необходимо будет внести какую-то сумму на страхование ответственности. Это очень быстро отрезвит всех, и никто не будет предоставлять свои аккаунты детям».
А между тем, самокаты уже прочно обосновались в городском пространстве. По данным ООО «Вуш», за прошлый сезон хотя бы одну поездку совершил каждый 10-й воронежец, а суммарно они проехали более 2 млн км. Мало того, что сам «Вуш» заявил о планах по увеличению своего «самокатопарка» до 1700 штук (на 200 больше, чем годом ранее), на рынке появится ещё один оператор – Юрент.
«Около 70% поездок приходится на утренние и вечерние часы-пик, - утверждает пресс-секретарь компании Алёна Сухаревская. – Пользователи сменили свои привычные маршруты до работы и учёбы на общественном транспорте в пользу поездки на самокате – без пробок».