Очередное повышение стоимости проезда в автобусах и маршрутках стало, пожалуй, главной темой прошедшей недели – соответствующую заявку перевозчики и мэрия Воронежа передали в областное министерство по государственному регулированию тарифов.
Когда и насколько планируется подорожание, выяснял наш корреспондент.
Обновили автопарк
Чиновники мэрии предложили повысить стоимость проезда, не мелочась, - сразу на 30% до 40 рублей. Дело за решением регионального министерства тарифного регулирования, где должны провести свой анализ. Срок рассмотрения пакета документов по закону составляет 60 дней, то есть по новым расценкам мы начнём ездить, скорее всего, с 1 августа.
«Расчётная величина стоимости проезда составляет около 40 рублей, – объяснили чиновники. – За минувший год муниципальный перевозчик приобрёл более десятка новых автобусов большого класса, а частные компании – почти 180 автобусов большого и среднего класса. Благодаря этому открыли новые маршруты. Однако обновили автопарк не все частные перевозчики, поэтому с этого года требования к ним ужесточили».
Добавим, что в последний раз стоимость проезда в Воронеже дорожала в июле 2024 года – с 26 и 28 рублей до 31 и 33 рублей в зависимости от формы платежа, хотя первоначально обсуждалось повышение до 38 и 41 рубля. И новый тариф даже назвали тарифом выживания, но не развития.
«Около 50% от стоимости проезда, которая имеется – это зарплата водителя со всеми отчислениями, – комментировал тогдашний руководитель городского управления транспорта Максим Захаров. – Чуть более 20% – это затраты на топливо. Порядка 17% – стоимость технического обслуживания и ремонта подвижного состава, около 2% уходит на обслуживание эквайринга. Таким образом, уже порядка 90% тарифа – это непосредственно затратная часть. Только около 10% имеет перевозчик на развитие: приобретение подвижного состава, содержание административного аппарата и прочие внутренние расходы».
И этого не хватит
А между тем условия проезда в общественном транспорте Воронежа давно стали притчей во языцех: уехать куда-то вечером – почти нереально, а утром приходится брать маршрутки боем, так они переполнены.
Кстати, перед объявлением о росте тарифа широко муссировалась новость, что стоимость проезда в Воронеже слишком низкая – так утверждали авторы профильного телеграм-канала «Приоритет для ОТ в городах». И, мол, это – нездоровая ситуация. Дешёвый проезд может привести к проседанию перевозчиков, невозможности поднять зарплату водителям и отремонтировать технику. Однако во многих городах для экономии можно купить проездные, у нас же из-за обилия частных перевозчиков ввести такие билеты проблематично.
«Надо признать, что в Воронеже система общественного транспорта только ухудшается, - считает сопредседатель Воронежского регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий Новиков. – Перевозчики уходят, из-за чего часть маршрутов фактически выпадает из сети. У нас банально не хватает автобусов в часы пик и вечернее время, наблюдается чудовищный дефицит водителей и многих специалистов автопредприятий. Проект по выделенным полосам для общественного транспорта стагнирует и работает плохо, хотя это всё же это лучше, чем ничего. Тарифы собираются поднять до 40 рублей. Но что такое 40 рублей на 2025 год и начало 2026-го? Те, кто взял лизинг, скорее всего, смогут его платить, но на новый лизинг другим перевозчикам этого не хватит. Ну, и наплыва нового персонала можно не ждать, скорее всего, что нынешний разбежится. Система продолжит медленный деградационный тренд».
Общественник считает, что реальный тариф, с которым перевозчики смогут «посмотреть куда-то дальше, чем сегодня» – это 43-45 рублей. Но кому из горожан это понравится, да и в министерстве такое не одобрят.
«Действительно серьёзные изменения возможны лишь при больших бюджетных инвестициях и строительстве новой инфраструктуры транспорта, - считает Юрий Новиков. – Текущие проблемы с общественным городским транспортом не решит никакой тариф».