Примерное время чтения: 9 минут
2586

Нужно было сохранить трамвай. Общественник о проблеме транспорта в Воронеже

Андрей Фурсов / Из личного архива

15 апреля исполняется 11 лет со дня закрытия воронежского трамвайного движения. Корреспондент «АиФ-Воронеж» пообщался с основателем регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Андреем Фурсовым, который напомнил, насколько обширной была городская трамвайная сеть, а также что при грамотном подходе вернуть трамваи можно за три-пять лет.

Демонтировать дороже, чем ремонтировать

Валерий Чирков, «АиФ-Воронеж»: Андрей, по каким улицам проходили рельсы воронежского трамвая?

Андрей Фурсов: Рельсы проходили по десяткам городских улиц. Перечислю ключевые магистрали – Московский проспект, Ленинский проспект, улицы Кольцовская, Ворошилова, Ленина, Остужева, 20-лет Октября. К закрытию трамвая в 2009 году осталось только направление «Юго-Западный район – Центр». Железнодорожный вокзал «Воронеж-1» по двум маршрутам был связан с улицами Перхоровича и Острогожская. Кстати, сегодня эти направления актуальны и востребованы, по ним каждый день передвигается наибольшее количество людей в городе. Поэтому большая часть из них попала в проект строительства легкорельсового транспорта.

Вагон поворачивает на конечную станцию у железнодорожного вокзала
Вагон поворачивает на конечную станцию у железнодорожного вокзала «Воронеж-1». Фото: Из личного архива/ Андрей Фурсов

– Насколько были изношены пути и подвижной состав?

– Пути и подвижной состав к 2009 году имели высокую степень износа. Однако возможности для сохранения системы существовали. Из тендеров тех лет нам известно, что, например, демонтаж трамвайных путей зачастую обходился дороже их ремонта. А подвижной состав можно было приобрести у других городов по сниженной цене, либо привлечь часть средств, полученных из федерального бюджета за перевозку льготных категорий горожан, которые были направлены на закупку троллейбусов. Время показало, что стратегически верным было направить все усилия на сохранение трамвая.

– Помните, как воронежцы восприняли новости, что трамвая больше не будет?

– Опросы общественного мнения тех лет показали, что большинство горожан относились положительно к этому виду транспорта и не приветствовали его закрытие. В последние месяцы работы трамвая прошел молодежный флешмоб – в группе в соцсетях собралось более десяти тысяч молодых людей, которые призывали совершить поездку на трамваях. Действовало и общественное движение «Комитет воронежцев за трамвай», которое было создано активными жителями. Они руководствовались опытом иностранных городов, где трамваи являются современным и востребованным видом транспорта. Время показало правоту тех, кто призывал сохранить трамвай. Так, например, нынешний глава города Вадим Кстенин признал, что закрытие трамвайных линий было ошибочным решением.

Пассажиры предпочли пересесть на автомобили

– К каким последствиям привело «убийство трамвая»?

– Из всех видов транспорта, существовавших когда-либо в Воронеже, трамваи могли перевезти за час наибольшее количество пассажиров. Автобусы существенно им уступают. После того, как убрали трамвайные пути, облегчилась жизнь автолюбителей. Но также уменьшилась возможность перевести много людей внутри города. По трамвайной линии можно провезти до 18 тысяч человек в час, в то время как появившиеся взамен нее две полосы автомобильной дороги – только до восьми тысяч человек в час.

– Можно ли сейчас восстановить трамвайное движение, если всерьез взяться за проблему?

– Это приведет к существенным затратам, которые город пока не в состоянии осилить. Так, например, необходимо создать новое трамвайное депо, зарезервировать свободные земельные коридоры для трамвайных линий, обучить персонал. Отчасти можно задействовать троллейбусную инфраструктуру (электрическое хозяйство), но и оно требует модернизации. В очередной раз отмечу, что сохранение трамвайного движения позволило бы городу с меньшими затратами подойти к проектам его реконструкции.

– Пробки увеличились сразу, как исчез трамвай?

– Увеличение пробок можно связать в целом с деградацией городского общественного транспорта. Этот процесс не сводится только к ликвидации трамвайных линий, он начался в 2001 году и оформился к середине двухтысячных. К моменту закрытия трамвайного сообщения вся система общественного транспорта города находилась в непривлекательном состоянии для пассажиров. И те, кто имел возможность, сразу приобрели автомобили. С тех пор уровень автомобилизации продолжает расти – жители предпочитают передвигаться на собственных машинах.

Вечер на Кольцовской улице
Вечер на улице Кольцовская. Фото: Из личного архива/ Андрей Фурсов

– Насколько сложно стало добираться в другой район города после закрытия трамвайного движения?

– Трамваи в последние месяцы работы перевозили порядка 2% воронежцев. Фактически транспорт утратил ключевую роль в перевозках к 2005 году. С тех пор все больше горожан стали испытывать неудобства в передвижении. Например, жители отдельных участков улиц 45-й Стрелковой дивизии, Беговая и прилегающих к ним территорий до сих пор жалуются на отсутствие общественного транспорта в шаговой доступности.

Без реформы не обойтись

– Как считаете, в Воронеже реально создать легкое метро?

– Нужно разграничить термины «легкое метро» и «легкорельсовый транспорт». Это совершенно разные явления. Я не верю в возможность создания метро (легкого или обычного) в Воронеже в обозримой перспективе. В городе просто нет достаточных пассажиропотоков, а следовательно, и нет необходимости тратить колоссальные средства для запуска метро. А вот проект легкорельсового транспорта имеет все шансы на успех. Фактически это будет обновленный трамвай с подземными участками. Для него есть пассажиропотоки, и стоимость реализации при грамотном финансировании может быть приемлемой.

– Власти говорят, что новый вид транспорта в городе может появиться к 2030 году. Как считаете, можно ли его создать быстрее?

– Опыт Воронежа показывает, что это возможно. Рельсовый транспорт создавался у нас с нуля трижды. Так, конка в конце XIX века была создана за несколько лет. В 1911 году начали обсуждать строительство городского трамвая. Все хозяйство создали к 1914 году. Если бы не было Первой мировой войны, Воронеж получил бы немецкие вагоны и запустил движение в том же году. После Гражданской войны городские власти вернулись к рассмотрению возможности строительства трамвая в 1923 году. В 1926 году движение открыли. Сегодня при условии достаточного финансирования первая линия может появиться в течение трех-пяти лет. 

– Какие моменты нужно учесть, чтобы трамвай снова стал привлекательным для воронежцев?

– Провести реформу транспорта. Подготовить выделенные полосы, обновить подвижной состав, ввести транспортную карту. Это улучшит привлекательность общественного транспорта, снизит количество автомобилей на дорогах и создаст более устойчивую среду для трамвайного транспорта.

– Годятся ли старые маршруты для прокладки рельсов или нужно создавать пути на других улицах?

– Улицы, по которым планируется построить легкорельсовый транспорт, практически на 70% совпадают с теми, где трамваи ходили ранее. Основные пассажиропотоки в целом сохранились. Особенно это касается Северного, Юго-Западного и Левобережного районов, где активно развивается жилищное строительство.

Вагон как будто готов выйти в рейс. Но рейса уже не будет.
Вагон как будто готов выйти в рейс. Но рейса уже не будет. Фото: Из личного архива/ Андрей Фурсов

– Насколько, по вашему мнению, проект будет рентабелен?

– Это часть городской инфраструктуры, которая всегда работает в долгосрочной перспективе. Трамвайный транспорт сокращает время в пути, улучшает экологию. Если же трамваи объединить с системами «Умного города» и за счет них повысить инвестиционную привлекательность прилегающих территорий, то при грамотном подходе трамвай поспособствует росту и развитию Воронежа.

Справка

Пока в планах властей – проложить к 2041 году в Воронеже 138 км сетей легкорельсового транспорта. Как ранее заявляла руководитель управления главного архитектора Воронежа Людмила Подшивалова, реализация проекта будет зависеть от серьезного финансирования государства.

Мэр города Вадим Кстенин заявил, что пока вопрос о строительстве легкого метро в Воронеже остается открытым. Решение примут после того, как завершат технико-экономическое обоснование.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах