Примерное время чтения: 6 минут
378

«Надо менять философию». Каким должен стать городской транспорт в Воронеже

В Воронеже прошли публичные обсуждения оптимизации маршрутной сети: специалисты РосдорНИИ рассказали о своих исследованиях, анализе и предложениях, а общественники пояснили, почему предложенная ими схема работать не будет.

В чем суть реформы?

Начальник управления транспортного планирования и интеллектуальных транспортных систем РосдорНИИ Владимир Пащенко рассказал, что в их техническое задание по оптимизации маршрутной сети входит ликвидация дублирующих маршрутов и переход к более вместительным классам транспортных средств.

«Во многих городах, в том числе и в Воронеже, ежегодно регистрируется падение пассажиропотока. Но надо понимать, что общественный транспорт - это не социальный сервис, который нужен для того, чтобы перевозить тех, у кого до сих пор нет машины. Мы никогда не сделаем транспорт хорошим, если будем делать его для малоимущих, а надо делать его на достойном уровне, - отметил он. - Оптимизация должна привести к снижению стоимости транспортного сектора за счет его большей эффективности».

Так, разработчики предложили ликвидировать 29 дублирующих маршрутов, которые в основном обслуживают автобусы малого класса, изменить движение у 33 маршрутов и ввести семь новых, в том числе - два троллейбусных. Решили сохранить 35 существующих маршрутов. Новые автобусы хотят пустить на территорию новой жилой застройки по улицам Артамонова и Ипподромная, 45-ой Стрелковой дивизии, Шидловского, а часть маршрутов с Московского проспекта перенести на улицы-дублеры Солнечную и Карпинского. 

Ведущий инженер проектного отдела ООО «Первый центр образовательных услуг» Дмитрий Порошин рассказал, что в исследовании были использованы инженерные методы. В частности, на основе данных сотовых операторов за год построили модель распределения пассажиропотока по сети города, применили натурные наблюдения пассажиропотоков и провели социологический опрос. 

«В городе сто маршрутов, четыре из которых - троллейбусы. Суммарная протяженность маршрутов в одном направлении – около 4,5 тысяч километров, при этом сама сеть составляет около 1171 километра,  - говорит Дмитрий Порошин. - Нынешняя транспортная сеть перенасыщена, что говорит о недостаточной ее разветвленности. Дублирование наблюдается на 55% маршрутах. В основном – на Московском, Ленинском проспектах, улице Кольцовская, Южно-Моравской, Ворошилова и других. Из шести тысяч респондентов опроса 44% ответили, что добираются в переполненных автобусах, 7% пропускают автобус мимо, так как он сильно наполнен. Всего 3% совершают более трёх пересадок, люди ждут автобус в основном до 15 минут. Предпочтение люди отдают маршруткам, которые ездят чаще, чем большие автобусы и троллейбусы».

Такая же, но другая

Многие активисты, пришедшие на презентацию, высказались за то, чтобы оставить некоторые маршруты в неизменном виде. Например, автобус №122, который обслуживает микрорайон Масловка. Местные жители считают, что его протяженность сокращать нельзя, так как он обслуживает не только сам микрорайон, где проживает 15 тысяч жителей, но и жителей близлежащего СНТ, которые постоянно живут на дачах. Большое количество школьников вынуждены ездить в город, так как местная школа переполнена. 

По мнению общественника Виталия Иванищева, предлагаемая маршрутная сеть кардинально не в силах навести порядок с движением. 

«Есть два типа маршрутных сетей. К первым относятся магистральные и подвозящие маршруты, когда пассажир платит за поездку, а не за факт входа в автобус. Ко второй относится сеть, когда пассажир делает минимальное количество пересадок. Воронеж развивался по второму пути. Я, как и многие воронежцы, ждал от новой схемы кардинальных перемен, но, к сожалению, видим  такую же сеть, но другую. При этом часть маршрутных связей между районами разрывается. Если мы сейчас можем проехать за 17 рублей, то потом на каких-то участках это же расстояние будет стоить  дороже. Стоит ли снова делать такую же схему?»

Разработчики и общественники считают, что в реформе транспорта мало менять количество маршрутов, надо трансформировать всю философию. 

«У населения жалобы в основном к формату работы транспорта, раннему ее завершению, небезопасному передвижению, культуре вождения водителей. Сейчас модель пассажирского обслуживания строится на взаимоотношении «пассажир-перевозчик» – оплата за факт входа в салон. Надо переходить к оплате поездки, в том числе с пересадкой, -  считает Владимир Пащенко. – Надо переходить на контракты, когда вся выручка аккумулируется в городском учреждении, а затем распределяется между перевозчиками. Город занимается тарифным регулированием, вводит проездные билеты. При правильном расчете эта система снимет все дефекты». 

«Сейчас ответственны за все катаклизмы на дорогах водители. Надо менять всю философию. Городской транспорт - это не просто услуга населению, она нужна не только горожанам. Это такая же инфраструктура, как уличные освещение, тротуары. Будущее транспорта – когда перевозчик получает оплату за фактически выполненную работу. Тогда можем получить комфортный и безопасный транспорт», - полагает Виталий Иванищев. 

«Воронеж - последний город-миллионник, где не реализована электронная система оплаты проезда. Но мы можем вобрать все передовые технологии и учесть ошибки коллег из других городов, - считает представитель группы компаний FTnet Олег Леонидов. - Транспортная карта - ключевой элемент автоматизированной системы проезда, ее основной критерий - прозрачность. Система позволяет пользоваться проездными по количеству поездок и времени, совершать пересадки с разными перевозчиками. Также есть возможность короткой поездки – два-три остановки. А также система может объединять городские, пригородные и междугородние перевозки. Карта позволит отследить перетягивание пассажиропотока, наполняемость автобусов».

«Скрупулезно изучим каждый маршрут»

Разработчики предлагают внедрить выделенные полосы для общественного транспорта на 30 километрах дорожной сети – на большей части Московского проспекта, участках Ленинского проспекта и проспекта Труда, бульвара Победы, улиц 9 Января, Кольцовской, Степана Разина, на Северном мосту и других. Кстати, выделенных полос для общественного транспорта из городов-миллионников нет только в Воронеже и Челябинске.  

Мэр Воронежа Вадим Кстенин пообещал учесть мнения горожан и заинтересованных структур. Кстати, в администрацию города уже поступило почти восемь тысяч различных предложений и обращений. 

«Нет нерешаемых вопросов. Но понимаем, что сложнее реформы, чем реформа транспорта в Воронеже, не было. К огромному сожалению, мы серьезно потеряли время – должны были приступить к ее реализации лет десять назад, когда это сделали многие города. Но с другой стороны, у нас есть возможность не наступить на их грабли. В течение двух-трех недель соберем  обоснованные мнения от заинтересованных структур. Затем проведем совещание среди узкоспециализированных рабочих групп. Судьбу каждого маршрута скрупулезно изучим. Когда найдем определенный консенсус, проведем публичные слушания. Только после этого приступим к следующему этапу реализации маршрутной сети», - пообещал мэр. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах