С 29 ноября через центр Воронежа запустили новый троллейбусный маршрут, объявив его первым шагом на пути к возрождению этого вида транспорта. Сейчас воронежский троллейбус практически «дышит на ладан», принося одни убытки, и было бы очень неплохо это изменить.
Первый шаг
Новый маршрут №33 следует от ВГУ до улицы Перхоровича через улицы Кирова, Ворошилова, Космонавтов и Южно-Моравскую. Раньше по этому же пути ходил автобус под тем же номером, однако два года назад он прекратил своё существование. Причина: невыполнение перевозчиком условий контракта.
«Планируется, что с 6.00 до 18.15 интервалы движения троллейбуса составят от 15 до 25 минут. В будние дни, в соответствии с пассажиропотоком, на линию будет выходить по четыре машины, по субботам – по три, а по воскресеньям и праздничным дням – по два», – сообщила пресс-служба управления транспорта.
На этом останавливаться не собираются. Как утверждает сопредседатель регионального отделения МОО «Город и транспорт», член комиссии по установлению, изменению, отмене муниципальных маршрутов в Воронеже Юрий Новиков, именно данный маршрут может стать первым шагом на пути к возрождению троллейбуса. «Следующим шагом будет внедрение 31-го маршрута из Юго-Западного района в Центральный, потом будем удлинять 33-й маршрут, чтобы он пошёл по проспекту Революции до улиц Ломоносова и Академика Конопатова. Далее мы сможем заменять автобусные маршруты троллейбусными».
По словам Юрия Новикова, для грамотного развития системы необходимо привлечь федеральное финансирование в размере 7-8 млрд рублей. Возрождение троллейбуса вполне возможно, если увеличить количество транспорта. «Троллейбусы сейчас приносят убыток, потому что вместо 200 машин на линию выходит в десять раз меньше, - поясняет он. – Развитие троллейбуса позволит частично компенсировать убытки. Но нужны специалисты по ремонту и, главное – водители. У нас есть договорённость с Брянском и Калугой, где готовы обучать водителей при условии, что Воронеж будет направлять людей и оплачивать обучение. Однако желающих пока нет. Это связано с низким уровнем дальнейшей заработной платы».
«Как в худшие годы»
По данным управления транспорта, изношенность инфраструктуры троллейбусов на сегодняшний день составляет 70%, а ежегодный убыток, который приносит этот вид транспорта, – около 50 млн рублей. Двадцать троллейбусов, которые сейчас курсируют по городу, обслуживают три маршрута: №№7, 33 и 99. С 3 июня был приостановлен маршрут №11. Это сделали, потому что коммунальщикам нужно было поменять трубопроводы на участке, где рогатый транспорт нельзя пустить в объезд. При этом чиновники отметили, что региональное правительство совместно с группой «Синара – транспортные машины» изучают все возможные варианты развития системы.
«Худшее время для воронежского троллейбуса было с 2006 по 2008 годы, когда на линии работало около 20 машин, которые обслуживали два маршрута, сейчас мы пришли к тому же, - констатирует общественник Виталий Иванищев. – И без существенных вливаний в инфраструктуру всё это – пустые разговоры. Причём в бюджете следующего года я вложений в троллейбус вообще не увидел, там заложено 200 млн рублей, из которых 185 – на автобусы. А выделит ли финансирование федеральный центр – пока под большим вопросом».
Виталий Иванищев напомнил, что в 2009 году уже анонсировали планы развития троллейбуса. Всё закончилось приобретением 40 новых машин, а инфраструктура как была, так и осталась в плохом состоянии. В итоге, со временем движение троллейбусов было прекращено на улице Донбасской, проспекте Революции и на всём Левом берегу.
Справка
Первые 10 троллейбусов вышли на улицы Воронежа в ноябре 1960 года. В 1967 году по городу ездило уже 166 машин. Строились линии, открывались новые маршруты. Особенно значимым для воронежского троллейбуса выдался 1987 год, когда общее маршрутов увеличилось до 17-ти. В 1990 году основой городских перевозок был именно электротранспорт. Но уже через два года объёмы финансирования городского транспорта резко сократились, и с этого момента начался постепенный развал системы.