Живописное село Кривоборье, расположенное в Рамонском районе Воронежской области, известно и за пределами региона. Раскинувшееся среди полей, лесов и омываемое рекой Дон, оно является одним из самых посещаемых и знаковых мест в Черноземье. Так почему же жители жалуются на то, что жить здесь становится невыносимо?
Начало борьбы
Начнем с того, что восемь лет назад, в 2015 году, на окраине села началась разработка карьера по добыче известнякового щебня. Это событие стало шоком для всех жителей Кривоборья - просто в один из дней они услышали дикий грохот от дробилки и увидели несущиеся по единственной в деревне асфальтированной дороге гружёные щебнем самосвалы. Ни близость домов к этой дороге (5-10 метров), ни её плохое состояние, ни отсутствие пешеходной зоны не помешали местной власти и владельцу карьера ООО «Стройсантехмонтаж» сделать её единственной артерией, по которой происходит вывоз щебня из деревни.
«Раньше у нас здесь было экологически чистое место, каждое лето к нам приезжали внуки из города подышать свежим воздухом, покупаться на речке. Сейчас от пыли не продохнуть, а КАМАЗы носятся посреди села – я внука не могу даже из двора выпустить погулять – боюсь», - делится жительница села Раиса.
И боится не зря – под колёсами несоблюдающих никакие скоростные режимы водителей самосвалов уже неоднократно оказывались кошки, собаки, куры и утки местных жителей. Вопли умирающих животных слышал весь посёлок, только самих виновников происшествий это не тронуло ни разу. К ответственности привлечь некого – не докажешь, что именно самосвал стал причиной гибели питомца. «Сегодня кошка погибла, а завтра кто? Мы?», - задаются вопросом кривоборцы.
Пыль – это ещё одна причина, по которой местные жители борются за то, чтобы запретить вывозить щебень по проходящей посредине села дороге. Слоем белой пыли покрыто всё – обочины дороги, дома, сады и огороды, автобусная остановка и сами люди. Открывать окна в своих жилищах даже в самую аномальную жару местные жители перестали уже давно – чревато последствиями. Кашель, насморк, аллергии стали постоянными спутниками большинства селян.
«И я, и муж многие годы работали в местной, уже закрывшейся, тюрьме – больше и негде было. Времена были такие, что по прошествии нескольких лет, сотрудникам полагалась квартира в Воронеже. Только вот мы отказались, построили домик здесь, в Кривоборье, чтобы быть на свежем воздухе, на природе. У меня-то вообще одно лёгкое практически не работает, а у мужа хронический ринит. Теперь из -за этой пыли лишний раз даже на улицу не выходим», - жалуется местная жительница Татьяна.
Слова Татьяны подтверждают и другие кривоборцы – здоровье за восемь лет испортилось у многих. А спросить за это снова не у кого, хотя в 2018 году испытательным лабораторным центром ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области» в селе были проведены исследования, результаты которых показали, что эквивалентный и максимальный уровни звука в жилой застройке не соответствуют нормам. В 2019 году Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области в Новоусманском, Верхнехавском, Панинском, Рамонском районах сделало экспертное заключение о том же самом – нормы превышены. Тогда Новоусманский районный суд вынес постановление о приостановлении деятельности ООО «Стройсантехмонтаж» на срок 30 суток, по истечении которых ситуация не изменилась, а работы на карьере продолжились.
Дело сдвинулось с мёртвой точки
Десятки писем, обращений в Администрацию Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района, Администрацию Рамонского муниципального района, Департамент транспорта и автомобильных дорог Воронежской области принесли свой результат: в апреле 2019 года в Кривоборье состоялось большое совещание.
«Приезжали дорожные начальники из Воронежа, глава поселковой администрации и заместитель директора ООО «Стройсантехмонтаж». Сразу, в этот же день, решено было, что нужно сделать объездную дорогу. Они после совещания приехали сюда, всё посмотрели, промерили, разметили, бульдозер прошёл, поравнял», – вспоминает местная жительница Марина.
Уже в мае Департамент транспорта и автомобильных дорог Воронежской области прислал одной из обращавшихся жительниц деревни письмо о том, что по информации, поступившей от Администрации Горожанского сельского поселения муниципальных земель для строительства альтернативной дороги в Кривоборье нет, а директора ООО «Стройсантехмонтаж» попросили не реже одного раза в час проводить мероприятия по обеспыливанию проезжей части по ходу движения транспорта и не допускать перевозки щебня без укрывного материала.
Помешал короновирус
Как так получилось, что дорогу наметили, а потом земель для неё не оказалось местные жители решили спросить у главы Горожанского сельского поселения Рамонского муниципального района Валентины Томашовой, которая рассказала, что администрацией были проведены работы по постановке на кадастровый учёт земельного участка под планируемую объездную дорогу.
«Начало реализации мероприятия по устройству объездной дороги было запланировано на II квартал 2020 года. В связи с распространением новой короновирусной инфекции COVID-19 работы по устройству объездной дороги были приостановлены», – ответила чиновник.
Вопросов стало ещё больше. Почему Томашова сначала сообщает в Департамент транспорта и автомобильных дорог Воронежской области, что земель свободных нет под объездную дорогу, а спустя немного времени уже местным жителям говорит, что дороге быть, работы ведутся?
В ковидные времена разработка карьера, а соответственно, и нагрузка на проблемную автомобильную дорогу, стала меньше, а обещание Томашовой сделать объездную, временно снизили градус напряжения в Кривоборье. Только вот пандемия закончилась, короновирусные ограничения сняты, а дороги как не было, так и нет.
Вопросы новому главе
С января 2022 года в Горожанском сельском поселении Рамонского муниципального района новый глава – Егор Шашурин. Каждую вторую пятницу молодой чиновник приезжает в деревню проводить личный приём граждан, а эти самые граждане каждую вторую пятницу спрашивают, когда же будет дорога.
«Нет, дороги не будет», – устно отвечает Шашурин. А письменно: «Во втором квартале 2022 года в департаменте дорожной деятельности будет проведено совещание совместно с представителями Рамонского муниципального района и представителями Кривоборского карьера для принятия решения о целесообразности строительства объездной дороги».
Сейчас, в конце второго квартала 2023 года, спустя год после обещанного совещания, редакция «АиФ. Воронеж» сама решила задать Егору Шашурину вопрос о строительстве объездной дороги в д. Кривоборье.
«Если и были обращения в администрацию от местных жителей– они перенаправлялись в профильные департаменты, и ответы поступали от них же. А администрация писала местным жителям только то, что эти обращения перенаправлены», –ответил глава сельского поселения.
Прокомментировать ситуацию в Кривоборье мы попросили и директора ООО «Стройсантехмонтаж» Юрия Дорофеева.
«Мой транспорт из карьера не выезжает, ездит только внутри. С карьера ездят покупатели и как они «носятся» я не могу сказать. Повлиять на них – тоже, потому что они не мои сотрудники. Относительно объездной дороги: у меня нет обязательств её строить», - сообщил руководитель фирмы.
При этом Дорофеев отметил, что своими силами регулярно осуществляет ямочный ремонт дороги в Кривоборье, а также поливальные мероприятия, для чего приобретена специальная техника.
«У меня в документах регламентируется, что я должен поливать не дорогу в Кривоборье, а подъездные пути на территории карьера. В деревню я машину отправляю по своему усмотрению, по своему собственному желанию из добрых побуждений», - рассказал Юрий Дорофеев.
Карьер – дело хорошее, но нужен объезд
Отметим, что несмотря на трудности, создаваемые разработкой карьера, местные жители в большинстве своём выражают мнение, что карьер им не мешает, а проблема заключается только в движении по единственной в Кривоборье асфальтированной дороге пыльных большегрузов и затягивании решения по поводу строительства объездной дороги.
«Раньше в деревне была тюрьма, там и работали все местные жители. Её закрыли – работы не стало. Сейчас многие молодые ребята работают на карьере, человек 40. Поэтому карьер закрывать никак нельзя, но дорогу сделать конечно нужно», - рассказал кривоборец Сергей.
Редакция «АиФ. Воронеж» будет следить за развитием событий. Просим считать публикацию официальным обращением в прокуратуру.
СПРАВКА:
Общество с ограниченной ответственностью «Стройсантехмонтаж» зарегистрировано в 2006 году. Руководитель Дорофеев Юрий Борисович. Основной вид деятельности - Добыча и первичная обработка известняка и гипсового камня. Согласно информации, содержащейся в открытых источниках, сумма доходов фирмы за 2022 год составила 56.2 млн рублей.
Кривоборский карьер расположен на северной окраине деревни Кривоборье Рамонского района Воронежской области. Карьер активно разрабатывается в восточной части, производится известняковый щебень – один из самых доступных материалов для строительства. Добываемый в карьере ивестняковый щебень используется строителями и дорожниками Воронежской, Тульской, Тамбовской, Липецкой, Орловской, Белгородской и Курской областей.