В последнее время стало много капризных детей, манипуляторов, которые демонстративным поведением готовы выпросить у родителя что угодно, а также гиперактивных, импульсивных и, наоборот, замкнутых, неразговорчивых. При этом, казалось бы, родитель старается дать своему ребёнку всё, что необходимо для его развития. Что он делает не так?
О воспитании дошколят, важности детского сада и родительского внимания накануне Дня работников дошкольного образования РФ, который отмечается 27 сентября, рассказала педагог-психолог воронежского детского сада № 196 Наталья Козленкова.
Начинается с семьи
– Наталья Михайловна, вы много лет в педагогике. Как за это время изменилась ваша профессия?
– Появляется всё больше документации, становится сложнее работать воспитателям, так как в обычных группах есть дети с ограниченными возможностями здоровья, задержкой развития, умственной отсталостью, речевыми нарушениями. От педагога требуется всё больший профессионализм для организации образовательного процесса с детьми. Увеличились требования родителей не только к тому, чему мы учим детей, но и к самому пребыванию в саду. Опрятный вид и качество питания часто становятся для родителей важнее эмоционального состояния ребёнка и его успехов. Но грязная одежда – это не признак невнимательности педагога, это свидетельство познавательной активности ребёнка. Ну а в еде дети часто избирательны. Спрашиваем, к примеру, у ребёнка, что он ест дома. Он: «Люблю пельмени, пиццу, и мы часто ходим в «Макдоналдс». Малыши часто рассказывают о своих успехах, где были и что делали в выходные, – мир детства полон чудес. Больше 20 лет работаю детским психологом, и каждый день приносит мне радость.
– Почему детей с «проблемами» стало больше? «Другие дети», как говорится, пошли?
– Всё из-за того, что родители зачастую заняты зарабатыванием денег, и потому очень мало проводят времени с детьми. «Откупаются» компьютером, телевизором, игрушками... Очень важна обстановка в доме в целом. Ведь политика и экономика влияют на родителей, они в свою очередь срываются на детях, и все очень эмоционально созависимы.
Кроме того, многие родители предъявляют завышенные требования к своим чадам. Те с четырёх лет начинают изучать английский, хотя у самих ещё звуки русского языка до конца не сформированы, готовятся к школе, хотя раньше 5,5 года это делать бессмысленно. Родители перекладывают обязанности на педагогов, думая, что за деньги они делают только лучше для своего ребёнка. Но чужая тётя-педагог никогда не заменит маму, папу, душевное общение, не даст родительскую теплоту. Нередко с ребёнка требуют результат, но у него не получается, у него ещё организм не созрел ни физически, ни эмоционально к этим победам и нагрузкам. Его начинают ругать, как следствие у малыша падает самооценка. Да, хороши занятия общеразвивающего характера, но заниматься чем-то серьёзным, к примеру, борьбой с пяти лет или профессиональными танцами, слишком рано для дошколят.
Не больше 15 минут за сеанс
– Какова, по-вашему, роль гаджетов для ребёнка?
– Бесконтрольное использование гаджетов – это зло. Во-первых, это компьютерный голос, неправильная артикуляция. Ребёнок не видит движения рта, и потому неправильно формируется речевой аппарат – как услышал, так и сказал. Из-за мелькания экрана дольше 10–15 минут страдает нервная система, дети перевозбуждаются. Обычно родители дают им телефон перед сном, от этого малыши плохо спят, часто просыпаются, идут капризными в детский сад. И как итог, настроение и у детей, и у родителей плохое.
Пользоваться электронными устройствами ребята должны под контролем взрослых. К сожалению, часто это не так. И у дошкольников, и у школьников очень большая зависимость от телефона. Родители должны уделять больше внимания живому общению.
– В каком возрасте лучше отдавать ребёнка в сад и нужна ли дошкольнику «социализация»?
– Если ребёнок ходит сам в туалет, держит ложку, не боится посторонних взрослых, то почему бы не отдать в сад и в 1,5 года? Активнее пойдёт речевое и коммуникативное развитие, малыш быстрее вольётся в коллектив. Трёхлетки же понимают, что всё это время они сидели с мамой, она их опекала, поэтому адаптация к детскому саду у них иногда проходит тяжелее. Но всё зависит от самого ребёнка. Иногда воспитатель советует подождать с садом, и потом адаптация проходит лучше.
Детский сад – это первый социальный институт, куда ребёнок поступает без родителей. Это та среда, где он должен научиться делиться игрушками, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Здесь большой коллектив, где надо уметь подстраиваться, слушаться, соблюдать дисциплину, добиваться цели и отстаивать свои интересы. Детский сад для развития коммуникации – это великое дело.
– А что делать, если ребёнок не хочет идти в сад?
– «Я сказал, пойдёшь – и всё!» – ошибочная позиция родителей. Важно относиться к ребёнку как к взрослому, с позиции на равных, смотря глаза в глаза: «К сожалению, мне надо работать, а детский сад – это твоя работа. Все должны быть заняты, приносить пользу». И дети идут спокойно. Капризничают малыши, когда идёт процесс адаптации. Кстати, с четырёх лет дети часто осознанно идут в детсад, ведь там у них появляются друзья, любимые игрушки, интересные занятия. Иногда «не хочу в детский сад» – это минутный порыв, ребёнка можно переубедить тем, что «тебя ждёт твой товарищ», «воспитательница волнуется». Дети вообще быстрее родителей адаптируются к меняющимся ситуациям.
Лепите и рисуйте
– Правда, что сейчас многие дети начинают говорить намного позже? С чем это связано?
– Да, детей с нарушением речи действительно становится больше. Родителям кажется, что, мол, папа или мама тоже поздно заговорили, надо подождать. Это не так. Речевые нормы действуют с советских времён: в год – говорить десять слов, типа «мама», «мяу», «дай», в три года – строить простые предложения, наподобие «мама, дай сок».
Сейчас для запуска и развития речи ребёнку не хватает активной познавательной роли, а также нужны педагогическая коррекция, витамины, интенсивная двигательная активность. Но когда специалист советует обратиться к невропатологу, т. к. ребёнка надо «подтолкнуть» лекарственными препаратами, родители часто относятся к этой просьбе негативно. А ведь из-за упущенного времени ребёнок, который заговорил в 4–4,5 года, до школы может не успеть восполнить дефицит в речевом развитии. Затем, не слыша некоторые звуки, будет пропускать их на письме, а это ошибки, плохие оценки. В итоге у ребёнка пропадает желание учиться уже в первом классе. Сейчас во многих детсадах открываются логопедические группы. В нашем саду, например, два учителя-логопеда, и у всех есть работа.
Ещё надо иметь в виду, что просмотр планшета или телевизора сдерживает активность ребёнка. Для родителей это тихий, чистый и удобный «метод воспитания», но детям нужно набегать свои километры, чтобы чувствовать себя эмоционально и физически здоровыми. Тогда они будут и спать, и есть хорошо, и развиваться. Нужно рисовать красками, лепить фигурки из пластилина, делать поделки из шишек, играть с песком… Развитие мелкой моторики очень важно, так как речевые зоны находятся на кончиках пальцев – они транслируют в кору головного мозга новую информацию.
– В чём вы видите вашу задачу как воспитателя и психолога? Какие понятия и установки необходимо донести до малышей?
– Очень важно, чтобы дети чувствовали любовь и родителей, и педагогов. Были толерантными к детям с задержкой развития. Родители должны подсказать, как правильно взаимодействовать с детьми: что требовать, а что нет. А для педагога важно быть всегда на позитиве – тогда воспитательный процесс пойдёт на пользу.