Примерное время чтения: 4 минуты
281

Предоплата за товары и услуги: могут ли потребовать и не возвращать

Романов Кирилл / АиФ

 

Услуги на дому от частных мастеров, аренда банкетного зала или покупка тура зачастую требуют предоплаты. Какие разновидности предоплаты бывают, может ли клиент получить ее обратно, если отказывается от услуги, и что делать, если мастер не хочет отдавать средства, - давайте разбираться. 

Предоплата - это аванс или задаток

Обычно то, что называется предоплатой, является авансом. Его могут брать и с физических, и с юридических лиц. Сколько процентов от стоимости услуги составит аванс, решает исполнитель. Клиент может согласиться или продолжить поиск мастера на сайтах услуг Воронежа. Если после передачи денег заказчик отказывается от услуги или исполнитель не может сдать заказ, то аванс возвращается клиенту.  

Реже предоплата является задатком. Его можно брать только у юридических лиц. Сумма определяется мастером. Если после передачи денег клиент отказывается от услуги, то задаток остается у исполнителя. Если мастер не может выполнить работу, то обязан вернуть предоплату в двойном объеме.                               

Найти мастера услуг, который бы предупредил, что он берет - аванс или задаток, - почти невозможно. Имейте в виду, что по умолчанию переданные деньги считаются авансом, если не оговорено другое. И для клиента, и для исполнителя это наиболее удобный вариант. 

Обязательно ли заключать договор

Если клиент хотел найти услуги по ремонту техники и пошел в мастерскую или посетил ресторан, чтобы арендовать зал, иными словами, если он обратился к официально работающим компаниям или специалистам, то с ним подпишут договор. В нем укажут вид предоплаты, сумму, условия внесения и возврата денег. Нечестные исполнители могут написать, что аванс не возвращается. Помните, это незаконно. Суд будет на стороне клиента. 

Если заказчик планирует найти услуги частников в нашем городе, не стоит надеяться на то, что с ним подпишут договор. Из-за этого может показаться, что права и обязанности сторон официально не закреплены, и надеяться остается только на совесть друг друга. Однако даже в такой ситуации закон защищает и клиента, и исполнителя. Договор считается заключенным, если есть документальное подтверждением записи на услугу, например, переписка в мессенджерах с указанием даты и времени встречи. Если заказчик и исполнитель договаривались по телефону, то подтверждениями будут чек и выписка со счета, доказывающие, что клиент перевел предоплату.

Как клиенту вернуть свои деньги 

Если клиент решил отказаться от услуги, он должен сообщить об этом мастеру, и в течение 10 дней (или другого срока, если это указано в договоре) ему обязаны вернуть деньги. 

Если исполнитель оставил предоплату себе, нужно обратиться в Роспотребнадзор. Единственное, что он может сделать, - выписать штраф за нарушения закона о правах потребителя, но иногда этого бывает достаточно, чтобы мастер услуг сам захотел найти клиента и отдать деньги. Если он этого не сделал, подается иск в суд. При желании заказчик может не только получить предоплату, но и взыскать процент за незаконное пользование деньгами, компенсацию морального ущерба и судебных расходов. 

Когда исполнитель не обязан возвращать деньги

Мастер не должен возвращать аванс, если уже потратил его на покупку инструментов и материалов для клиента. Но если он израсходовал не всю сумму, то обязан передать остаток. Имейте в виду, что мастер может закупать товары несколько дней. В этом случае чем позже заказчик отказывается от услуги, тем меньше ему вернут, а при отказе за несколько часов до встречи с исполнителем клиент рискует вообще ничего не получить. 

Если работа состояла из нескольких заданий и некоторые из них успели выполнить, аванс или его часть останется у мастера как плата за труд. По какой причине заказчик отказался от услуги (она стала не нужна, или решили найти другого мастера услуг), не имеет значения. Однако если клиент недоволен результатом работы, то имеет право получить предоплату обратно.  

Заказчик, который, не предупредив, не пришел на прием или не открыл дверь мастеру, тоже не получит аванс. Но есть нюанс: если клиент не воспользовался услугой по независящим от него причинам, скажем, из-за того, что попал в больницу, деньги он получит. 

Наконец, исполнитель не отдаст средства, если они были оплатой части услуги, например, предварительной консультации. Такое можно встретить в юридических фирмах или турагентствах, реже - у частных мастеров по ремонту или beauty-услугам на дому. Однако если оплаченная услуга не имеет потребительской ценности, то плату за нее должны вернуть. Добровольно это вряд ли сделают, скорее всего, придется подавать иск в суд.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах