Примерное время чтения: 6 минут
444

Вызов великому и могучему. Как интернет изменил русский язык и что делать

Жанна Грачёва / Из личного архивa

В Международный день родного языка, который отмечается 21 февраля, декан филологического факультета ВГУ Жанна Грачёва рассказала «АиФ-Воронеж» о трансформации русского языка, вреде заимствований, влиянии соцсетей, и почему в XXI веке очень важно быть грамотным. 

Кого считать грамотным?

Анастасия Ходыкина, корреспондент «АиФ-Воронеж»: Жанна Владимировна, распространено мнение, что в современных школах русский язык преподается не слишком эффективно. Мол, много лишнего, второстепенного, а действительно важные аспекты затрагиваются бегло, как бы вскользь. Так ли это?

Жанна Грачёва: Каков критерий эффективности и какое преподавание можно считать приближенным к идеальному? Считаю, что в современных школах русский язык преподаётся по-разному. Всё зависит от таланта учителя и уровня его владения классической методикой преподавания. Сегодня учителей русского языка и литературы катастрофически не хватает, что сказывается, в конечном счёте, и на уровне преподавания. К нам постоянно обращаются директора школ, которые готовы брать в учителя даже старшекурсников, поскольку работать просто некому. 

Что касается преподаваемого материала, то, как и раньше, существует своего рода разрыв между школой и наукой. Считается, что учебник отстаёт от современного состояния науки лет на сорок. В школе основной акцент делается на овладении орфографией и пунктуацией, то есть на формировании фактической грамотности. Фонетика, лексикология, грамматика, история языка выступают в роли своеобразных помощников при обучении правильному письму. А ведь понимание и осознание глубинных языковых процессов как раз естественным образом приводит к формированию высокого уровня грамотности.

- Какого человека в нынешнем мире можно считать грамотным? 

- Грамотный человек – это тот, у кого устная и письменная речь построена в соответствии с существующими языковыми нормами, при этом он способен создавать свои тексты и понимать чужие. Причём такие тексты демонстрируют высокий уровень интеллекта говорящего или пишущего. На мой взгляд, особое внимание нужно уделять обучению самостоятельно создавать текст, что является вершиной овладения русским языком. Иосиф Бродский писал: «Язык говорит человеком». Мы должны стремиться к тому, чтобы наш великий язык заговорил каждым из наших учеников. Мы мыслим с помощью слов и предложений, поэтому развитие интеллекта находится в прямой зависимости от развития языка. Язык – это накопитель знаний, поэтому, развивая свою языковую личность, мы погружаемся в огромный океан знания, памяти, мудрости, которые он сохранил для нас.

Замечу, что абсолютно грамотных людей нет. Поэтому каждый из нас нуждается в словарях и справочниках. Грамотный человек, как это ни парадоксально, это тот, кто всегда учится. 

На святая святых

 - Вы – соавтор важного для преподавателей и студентов учебника «Современный русский язык для современной школы». В чём его уникальность?

 - Создавая этот учебник вместе с доцентом Еленой Владимировной Сидоровой,

мы опирались, прежде всего, на вечную классику, на методы и приёмы преподавания, выработанные в течение последних двух столетий. Почему? Если что-то востребовано в течение долгого времени – значит это нужное, важное, проверенное знание. Мы стремились создать практикориентированное пособие, поэтому включили в него образцы конспектов уроков, методические материалы для оценивания школьных работ, ввели классификацию ошибок в творческих работах учащихся, образцы грамматических разборов, материалы нормативных документов, в частности «Норм оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку». Кроме того, мы использовали достижения мысли разных наук: философии, дидактики, педагогической, психологии, когнитологии, лингвистики, методики обучения русскому языку, что, на наш взгляд,

придало пособию интегративный характер. А также предложили систему нестандартных упражнений для изучения всех разделов, сделав акцент на творческом подходе к уроку, на формировании креативности будущего учителя, на развитии гибкости мышления студента-филолога.

- В соцсетях мы переписываемся короткими сообщениями, и многие стали замечать, что та же манера переходит и на живое общение. Как с появлением интернета поменялись языковые нормы? Какие именно изменения вы бы отметили?  

 - Безусловно, российский интернет обнажает тенденции развития языка. Благодаря ему, широко доступна для исследования речь самых разных представителей общества: и интеллектуалов науки и искусства, и блогеров, и участников форумов, и домохозяек. Речевые приёмы интернет-среды – зачастую языковые изобретения, которых раньше не было. Они, по сути, и не устные, и не письменные. Нам приходится приспосабливаться, чтобы «разговаривать» в сети. А значит, становиться творцом новой формы коммуникации. Интернет-мемы, интернет-юмор, речевая игра, этика интернет-коммуникации, вброшенные через сайты новые речевые формулы – всё это рождается на наших глазах  и проникают в профессиональную и повседневную речь. Причём многие приёмы созданы весьма талантливо и порой просто восхищают. Они раскрывают потенциальные, неожиданные возможности нашей речи.

Мало того, мы наблюдаем давление английского языка даже на святая святых русского языка – на грамматику. А это наиболее устойчивый уровень, именно он обеспечивает языку стабильное существование. Так вот сегодня лингвисты с тревогой отмечают, что грамматика испытывает серьёзные трансформации: наблюдается стремление к употреблению неизменяемых слов (слова, не имеющие окончаний и всегда употребляющиеся в одной и той же форме – Ред.), экспансии именительного падежа и инфинитива. Мы перестаём склонять слова. Чаще используются разговорные конструкции, сокращается длина предложений. Кроме того, повышается роль контекста, порядка слов, акцентных выделений.             

Некоторые процессы настораживают. Мы знаем, что когда-то существовал живой латинский язык. Сегодня он мёртвый. Но есть итальянский. Почему и когда произошли необратимые изменения в латинском языке, что привело к его смерти? Может ли нечто подобное случиться и с живыми ныне языками? Ни один язык от этого не застрахован. Поэтому надо защищать свой язык – одну из основных характеристик нации. Нет языка – нет нации.

«За своё, русское»

- Как вы относитесь к людям, которые выступают за некую «чистоту» языка и протестуют против заимствований?

 - Во всём нужна мера. Как-то один англоязычный иностранец с удивлением спросил меня, почему мы, русские, тащим в свою речь то, что у них считается проявлением дурного вкуса и даже неприличным. Он имел в виду, прежде всего, разного рода жаргонные слова. Часто употребление таких слов у нас – это дань моде, сигнал о нахождении, как принято говорить, «в тренде», о принадлежности к престижной группе. А почему у нас не популярно своё, русское? Потому что мы ведём себя как плохие ученики, когда надо учиться себя уважать. Одна из причин нашей страстной любви к заимствованиям, на мой взгляд, в глубоко сидящем внутри нас ощущении собственной вторичности.

- Каким вы видите будущее русского языка, скажем, через 5-10 лет?

 - Я верю в мой родной гениальный язык. Верю, что он сохранит свою лексическую полноводность, грамматическую подвижность, синтаксическое богатство, что не утратит своей способности передавать нежно-человеческое, тонко-чувственное, поэтически возвышенное, мгновенную перекличку смыслов, стройную логику умозаключений, глубокую духовную таинственность моего великого народа.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах