Примерное время чтения: 6 минут
211

Волшебники страны 03. Педагог медколледжа о фельдшерах «скорой помощи»

До 2020 года фельдшеры скорой помощи отмечали свой профессиональный праздник неофициально, отталкиваясь от 28 апреля 1898 года, когда на улицы Москвы выехали за больными первые две медицинские повозки, запряжённые лошадьми.

В 2020 году на фоне пандемии Covid-19 День работника «скорой медицинской помощи» уже официально закрепился в календаре профессиональных праздников.

По случаю наступающей даты преподаватель Воронежского базового медицинского колледжа Татьяна Фомицкая рассказала «АиФ-Воронеж» об особенностях профессии «волшебников страны 03».

На медицинской передовой

Кирилл Нестеров, «АиФ-Воронеж»: Татьяна Евгеньевна, я слышал, что вы жили и работали в Мариуполе. Когда и почему вы оттуда уехали?

Татьяна Фомицкая: Моя семья была за Россию и Таможенный союз, против майдана и западных реформ. В Мариуполе мы с товарищами ежегодно отмечали День Победы, поздравляли ветеранов Великой Отечественной войны и носили георгиевские ленточки. После госпереворота в 2014 году на таких людей буквально началась охота: кого-то «закрыла» СБУ, кого-то из знакомых был даже убит. Как-то встретила на улице своего бывшего пациента-бандеровца, который удивился: «Вы всё ещё на свободе?!» Для нашей семьи это было последним звоночком к отъезду.

– Что это за профессия такая – фельдшер «скорой»?

– «Скорая» – это очень увлекательное место работы, которое требует полной самоотдачи и готовности к любым поворотам. Медиков «скорой помощи» – можно назвать солдатами гражданской передовой. По своим навыкам фельдшер – это специалист широкого профиля, который умеет диагностировать, лечить и выполнять некоторые функции акушерки и медсестры. Часто они не знают, кто и что на самом деле их ждёт за дверью квартиры, куда их вызвали.

– И что же их может ждать?

– Случаи бывают разные. Иногда попадаются одинокие бабушки, которые просто хотят поговорить. А бывают люди с зависимостями, психическими отклонениями и неадекватным поведением. И таких тоже надо спасать. Зачастую это острые ситуации, которые требуют больших знаний, полной решительности, психологической устойчивости, отсутствия страха и промедления. Бывает, что счёт идёт на секунды, когда нужно успеть оказать помощь.

До «финиша» доходят не все

– Что, по-вашему, движет людьми, которые приходят в такую профессию?

– Тоже задавалась подобным вопросом. Как психолог, не первый год наблюдаю, как люди приходят к нам учиться, как проходит их адаптация, почему кто-то отсеивается или наоборот остаётся. Да, у каждого своя мотивация, и каждый сначала пробует, и только потом принимает решение.

Поделюсь наблюдениями. Всех студентов можно условно разбить на несколько групп. Первая – потомственные медики. Они восхищаются своими родителями и готовы идти по их стопам. Вторая – это те, кто столкнулся с какими-то медицинскими проблемами на собственном опыте или на опыте близких. Как правило, болезнь включает желание не только выздороветь самому, но и помочь другим справляться с недугом. Следующая группа – «ищущие себя». Это не только выпускники школ, но и те, кто уже имеет профессиональное образование. Они приходят к нам в колледж и пробуют учиться. А это непросто – здесь огромные массивы информации, которые нужно понять, выучить и запомнить. Здесь и новый язык – латынь, на котором разговаривают все медики. Здесь 50 на 50 – или они найдут себя, или поймут, что это не их. Такие после первого или второго курса могут уйти.

Ещё в числе студентов есть такие, кого привели родители или друзья за компанию. Они могут послушно закончить колледж, но не пойти работать по специальности. Однако случается что люди, получив медицинское образование, спустя годы всё же одевают белые халаты.

Каждый день – в радость

– Многие медики испытывают потребность помогать и спасать. Что ими движет?

– Фельдшеры находятся рядом с человеком в экстремальных ситуациях. Принимая роды, они помогают появиться на свет новой жизни. Ими движет любовь к людям. Помощь людям, работа на благо для других – это развитие.

– Есть такая фраза: «светя другим, сгораешь сам». К фельдшерам она применима?

– К сожалению, да. В этом случае от накопленных усталости и стресса люди через психосоматику «зарабатывают» различные заболевания, например проблемы с сердцем, гипертонию или диабет. Меня от этого спасает искренняя любовь к своей работе. Каждый день должен приносить радость, только так можно сохранить своё здоровье. Всем коллегам рекомендую начинать свой день со словами: Я люблю жизнь! Я хочу жить! Я радуюсь жизни!

Второй шаг – осознание, что в любой профессии не бывает только приятных моментов. Например, я люблю лечить и помогать, а заполнять бумаги и писать отчеты мне не нравится. Но это тоже моя работа! И я говорю себе, что «так я тоже лечу людей».

Третий шаг – нужно отказаться от обид на себя. К сожалению, мы не всегда можем помочь, и пациент погибает. Не нужно себя за это грызть. Здесь важно понять, что на данный момент ты сделал для пациента всё от тебя зависящее. И далее анализировать, искать новые знания, двигаться вперёд в профессионализме.

Случается и такое, что человек сам не желает выздоравливать. Это пациенты в состоянии «вторичной выгоды». Им нравится болеть, чтобы о них заботились, обращали на них внимание. С такими больными непросто справляться, ведь они «объединяются с болезнью». Здесь помогает психотерапевтический  подход. 

– В чём вы видите разницу поколений студентов-медиков вашей юности и сегодняшних?

– Информация стала доступнее, и её стало больше. Мы в поисках материалов для реферата или доклада ходили в читальные залы. Сегодня интернет вытеснил библиотеки, и студенты быстро находят то, что им надо, без особых проблем. Мы многое изучали и практиковали друг на друге: брали друг у друга кровь, делали инъекции. Сейчас всё отрабатывают на тренажёрах. Возможно, поэтому у современных студентов встречается боязнь непосредственного контакта с пациентом.

Благо, российская медицинская школа фундаментальна.  За рубежом делают упор на использование лабораторных и инструментальных исследований для диагностики и лечения. Мы же обучаем студентов не только пользоваться высокими технологиями, а преподаём им навыки обследования руками, глазами и ушами, то есть теми «инструментами», которые всегда при нас. Поэтому наши медики не теряются ни в высокотехнологичных центрах, ни в сельских амбулаториях.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах