Примерное время чтения: 7 минут
201

В духовном союзе. О воронежских священниках и золотом веке в истории церкви

Игорь Харитонов / АиФ

В ноябре исполнится 400 лет со дня рождения святого Митрофана, первого воронежского архиерея, сыгравшего огромную роль и в строительстве петровского флота, и в становлении православия на воронежской земле.

Какой была роль Церкви в разные эпохи? И почему об этом до сих пор продолжаются споры? Своё мнение в беседе с «АиФ-Воронеж» высказал историк и религиовед Николай Сапелкин.

И союз, и борьба

- Николай Сергеевич, людям свойственно считать свою эпоху временем упадка. Большинство воронежцев не ходит в церковь, не соблюдает посты. А когда же в наших краях был золотой век православия и расцвета традиционных ценностей?

- Наверное, сравнивать сегодняшнее время со стариной не совсем правильно. Пожалуй, ни один период церковной истории нельзя назвать золотым веком. И не стоит говорить ни о прогрессе, ни о деградации – в каждую эпоху были свои достижения и трудности, высокие подвиги и тёмные страницы.

- Но ведь, скажем, допетровскую эпоху принято называть временем симфонии государства и церкви, когда они не боролись, а гармонично дополняли друг друга. Да и народ, кажется, был глубоко и искренне верующим…

- Это не совсем так. Государственные и церковные институты соперничали. Патриархи претендовали на роль соправителей царя и представляли серьёзный вызов самодержавию. Церковь была крупнейшим феодалом, эксплуатировала крепостных крестьян, получала громадные доходы от имущества и земельных вотчин, монастырей и приходов.

Церковные структуры пытались искоренить некоторые традиции. Например, священнослужители часто обращались к воеводам за помощью в борьбе с народными развлечениями, в которых церковь видела проявления языческих верований. Крестьянам и горожанам запрещали качаться на качелях, «плясания и руками плескания». Виновные облагались штрафом в пять рублей – гигантскую по тем временам сумму.

Верующие не понимали и часто не разделяли политику церковных властей. Простой народ во многом не принял решения пяти московских соборов о церковных преобразованиях в XVII веке. Это привело к расколу и масштабной гражданской войне.

В то же время XVII век был временем колонизации лесостепных и степных просторов, и церковь в ней активно участвовала. В Диком поле рядом со сторОжами (заставамиРед.) служилых людей строились храмы. Появлялись монастыри, а вокруг них осваивали новую территорию крестьяне.

Церковь заботилась о народной нравственности. Духовенству были переданы все дела, связанные с прелюбодеяниями, изнасилованиями, убийствами младенцев, двоежёнством и т.д. Она и увещевала, и штрафовала прихожан. Церковь исполняла функции нынешних органов ЗАГС – организовала учёт всех родившихся, бракосочетавшихся и умерших, и это дало государству представление о количестве жителей, а современным любителям генеалогии – возможность составить родословные.

Иногда Святого Митрофана критикуют за то, что он запрещал праздновать масленицу. Но ведь одновременно он помогал строить флот. Консервативные взгляды не помешали ему увидеть ценность петровских преобразований – он по-отечески, по-архиерейски их поддерживал.

Орудие власти

- То есть лишение церкви самостоятельности при Петре не стоит считать началом упадка русского православия?

- Царь Пётр I не слишком жаловал духовенство и строил управление по западноевропейскому образцу. Он отменил выборность священнослужителей и подчинил церковь синоду. Духовенство стало сословием, которое исполняло государственные задачи – следило за религиозной и политической лояльностью граждан.

Государство требовало «чтобы в городах и уездах всякого чина мужского и женского пола люди у отцов своих духовных исповедовались ежегодно», причём за уклонение от исповеди взимался штраф. Священники должны были докладывать обо всех преступных фактах и замыслах, ставших им известными на исповеди. Таким образом церковь была своеобразным полицейским органом наряду с Тайной канцелярией. Между духовенством и прихожанами росла стена недоверия.

Дело Петра I продолжила Екатерина II. В начале своего царствования она отобрала имущество и землю у монастырей и архиерейских домов. У них остались только огороды, сенокосы и участки пахотной земли, которые насельники и приходские клирики могли обработать сами. Государство стало содержать церковь из своего бюджета. Многие монастыри закрыли.

Попав в жёсткую зависимость от власти, клир насаждал официальную идеологию, воспитывал прихожан в духе покорности престолу. В результате население страны стало более языческим по своему мировоззрению, чем в XVII веке. Вопреки закону, по некоторым источникам, примерно четверть прихожан уклонялась от исповеди и причастия.

Регистрация рождений, венчаний и смертей подчас давала развитие коррупции – священники брали плату выше установленной таксы. Об отношении крестьян к духовенству хорошо говорят поговорки, собранные Владимиром Далем: «Не купи у попа лошади, не бери у вдовы дочери», «Житьё – хуже поповой собаки», «Деньга попа купит и Бога обманет» и т. д.

Но одновременно было много хорошего. Так, церковь поддержала и продолжила петровский курс на народное образование. В середине XVIII века при воронежском епископе Феофилакте была открыта семинария, а в конце XIX века практически при каждом храме действовала церковно-приходская школа.

Даже наука в Российской империи во многом была связана с церковью. Член Российской академии наук митрополит киевский и галицкий Евгений Болховитинов начинал свою службу в Воронеже и составил первое глубокое краеведческое исследование нашего края.

А с 1868 года при каждом храме стала вестись летопись прихода, куда записывались не только яркие события, но и этнографические наблюдения о жизни, быте народных верованиях. Это необыкновенно ценные документы.

Церковь неотделима от архитектуры. В XVIII-XIX веках во множестве строились храмы, которые сформировали уникальный облик Воронежа.

Церковь занималась благотворительностью – например, в начале XX века священнослужители активно включились в инициированную императорской семьёй акцию «Белый цветок».

На защите Отечества

- Часто можно услышать, что советское время для Церкви было едва ли не самым чёрным. Так ли это?

- В советский период церковь отделили от государства. Одновременно церковные структуры лишились государственного финансирования, религия была объявлена опиумом для народа. Общество стало отторгать «церковников». Понятно, что духовенство в большинстве своём заняло антигосударственную позицию, из-за чего начались судебные преследования священнослужителей.

- Но во время Великой Отечественной войны вновь пришлось объединиться…

- Церковь всегда стояла на защите Отечества. И в 1812 году, когда проводились епархиальные сборы для армии, и в годы Первой мировой войны, когда многие воронежские священнослужители были войсковыми священниками. Яркий тому пример – судьба уроженца села Трёхсвятское Митрофана Серебрянского, который был морским священником и участвовал в сражениях русско-японской войны, а после гражданской войны принял монашество и был прославлен в лике святых.

А в годы Великой Отечественной войны церковь молилась о Победе, собирала средства на танковые колонны и эскадрильи, продукты питания, мебель и медикаменты для госпиталей.

Однако период сталинского церковного ренессанса был кратковременным, после него началось хрущёвское время «бури и натиска». Пожалуй, самыми спокойными отношениями церкви и государства были в брежневскую эпоху. Религия признавалась частным делом гражданина. Храмы получали доходы, которые давали священнослужителям неплохое качество жизни.

Вопросы без ответов

- А что же сегодня?

- Мне кажется, это, пожалуй, лучшее время для церкви за всю её тысячелетнюю историю в России. В конце 80-х - начале 90-х наступило мощное духовное возрождение. Общество оказалось на распутье, и для многих церковь стала путеводной звездой. Начали возрождаться храмы и монастыри. Сегодня мы видим, как церковные приходы поддерживают специальную военную операцию.

Но и нынешнее время нельзя назвать золотым веком. Идёт расслоение городских и сельских священников по уровню доходов. Некоторые сельские храмы после восстановления так и не сформировали приход, ведь наши сёла пустеют. Не преодолены различия между народным и церковным православием.

Нет чёткого понимания, нужны ли храмы и священники в таком количестве, будут ли они востребованы? Каково место религии в современном обществе? Это путь личного нравственного совершенствования или механизм поддержки власти?  Должна ли церковь развивать хозяйственную деятельность? Пока вопросов больше, чем ответов. Думаю, время всё расставит на свои места.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах