Воронежцы знают улицу Остужева, как концентрат автомобильных пробок, причём не только в часы пик. Но мало кто из современников помнит, в честь кого она названа, и чем прославился человек, имя которого она носит.
Об Александре Остужеве, его таланте и феномене накануне 150-летнего юбилея великого русского актёра напомнил воронежский историк Игорь Маркин.
Две версии
Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии первой степени, кавалер двух орденов Ленина Александр Алексеевич Остужев родился в Воронеже 28 апреля 1874 года в семье паровозного машиниста. В детстве он много читал, увлекался театром, однако пошёл по стопам отца — поступил в железнодорожное техническое училище, откуда вскоре был отчислен из-за конфликта с преподавателем. Зарабатывал на жизнь чем придётся, параллельно играя в любительских спектаклях.
Актёрскую деятельность начал в 1895 на сцене Воронежского театра (ныне академический театр драмы имени А. В. Кольцова – Ред.). Там его заметили и пригласили в Москву в Малый театр. Параллельно Александр обучался на Драматических курсах Московского театрального училища (ныне Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина – Ред.).
Вообще настоящей фамилией актёра была Пожаров. Псевдоним-антипод Остужев у него появился неслучайно. По одной из версий он придумал его сам, по другой – «заслужил», благодаря огненному темпераменту, который мешал ему ладить с коллегами, и его надо было остудить. В итоге Отсужевым актёра нарёк театральный режиссёр Александр Павлович Ленский.
Есть и третья версия, по которой виной всему стал случай.
«Во время бенефиса Пожарова в одном из столичных театров зрителей набилось под завязку, - рассказывает историк. – Выступление актёра публике очень понравилось, и люди, вызывая артиста на бис, в едином порыве стали скандировать его фамилию: «По-жа-ров! По-жа-ров!». Это было до революции 1917 года. Театры в то время ещё не были оборудованы микрофонами, зато акустика в залах была изумительная! Даже шёпот со сцены был отлично слышен в любой точке зала, эхо работало лучше, чем в горах. Поэтому, когда зрители кричали фамилию актёра, то эхо им вторило: «Пожар! Пожар!» Так публика сама себя напугала. Благо людей вовремя успокоили, давки не случилось и жертв удалось избежать».
Возможно, именно после этого инцидента актёр и взял себе псевдоним прямо противоположный своей настоящей фамилии.
Роли по гирлянде
Играя в театре, Остужев из-за болезни Меньера стал постепенно терять слух. Он готовился к абсолютной глухоте, а так как жить без сцены не мог, создал свою методику работы, полностью запоминая слова всех ролей, чтобы уметь читать реплики коллег по губам. В 1910 году, когда ему исполнилось 36 лет, он уже ничего не слышал, но продолжал играть, очаровывая театралов.
«Мало кто из зрителей знал, что этот любимец публики ничего не слышит. Люди воспринимали его игру как должное, и мало кто из них был в курсе отсутствия у актёра слуха. А те, кто знал это, восхищались мэтром ещё больше», – продолжает Маркин.
Знание всех ролей наизусть и чтение по губам, конечно, помогали ориентироваться на сцене. Но бывали случаи, когда актёры поворачивались к Отсужеву на сцене спиной. Для таких моментов Александр Алексеевич тоже разработал свою систему.
«Суфлёр ему был бесполезен. Системой Остужева были лампочки некой гирлянды, которые висела под рампой. Эти лампочки и сигнализировали ему, когда говорить», - поясняет Игорь Маркин.
После войны Остужев ещё долго играл в Малом театре. Умер 1 марта 1953 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Интересный факт
Имя Остужева воронежская улица в Железнодорожном районе получила в 1962 году. До этого она называлась Второй Минской. Улица начинается на левом берегу Воронежского водохранилища от Северного моста и переходит в Тамбовскую трассу Р-193.