Примерное время чтения: 8 минут
82

Ради мирного неба. О подвиге воронежского Гастелло и самоотверженном труде

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. АиФ-Черноземье 07/05/2025
Группа рабочих со знаменем завода, которое вдохновляло на самоотверженный труд в условиях постоянных бомбёжек
Группа рабочих со знаменем завода, которое вдохновляло на самоотверженный труд в условиях постоянных бомбёжек Вагонреммаш

Для Воронежского вагоноремонтного завода (ВВРЗ) День Победы – особая дата: в далёком 1941 году ушли на фронт добровольцами сразу 300 работников предприятия, в том числе 20 женщин. К оставшимся заводчанам присоединились подростки, которые под вражескими бомбёжками, ни на день не прекращая работу, ковали Победу в тылу – ремонтировали танки, выпускали бронепоезда, изготавливали бетонные перекрытия для блиндажей и многое другое.

И сейчас на Воронежском ВРЗ АО «ВРМ» помнят и гордятся теми, кто в годы Великой Отечественной войны сделал наше небо мирным.

Под обстрелами и огнём

На территории Воронежского вагоноремонтного завода установлен памятник с мемориальными досками, посвящёнными 78 сотрудникам завода, не вернувшимся с фронта. Создан музей, рассказывающий о заводчанах-героях и о подвигах рабочих в тылу. В Воронежском краеведческом музее хранится знамя завода, всё посечённое осколками и пулями. Оно в самые тяжёлые дни было вывешено на видном месте у заводской электростанции, вдохновляя заводчан на самоотверженный труд в условиях постоянных бомбёжек. Именно с этим знаменем рабочие завода вышли в январе 1943 года на митинг в честь освобождения Воронежа от фашистских захватчиков.

212 дней оккупации правобережной части города заводчанам дались нелегко. Завод им. Тельмана (так назывался ВВРЗ с 1931 по 2009 год. – Ред.) находился всего в трёх километрах от передней линии фронта. А поблизости – станция «Отрожка» и железнодорожные мосты, которые оставались единственной магистралью, связывающей правобережную часть города с левобережной. Через станцию непрерывно шли составы с воинскими частями и военной техникой, а на заводе эта техника ремонтировалась и отправлялась снова на фронт. Немудрено, что в 1942-м днём и ночью этот район подвергался бомбардировкам вражеской авиацией и артиллерийскому обстрелу.

«Когда бомбёжки прекращались, люди кто откуда вылезали и продолжали работать. Мужчины, женщины и подростки трудились за станками круглосуточно, случалось, что засыпали на рабочих местах. В результате бомбёжек погибли четыре человека. И только 7 ноября 1942 года основная часть завода была эвакуирована в Улан-Удэ», – рассказывает председатель Совета ветеранов Воронежского ВРЗ Алла Когтева.

За первые полгода войны на предприятии отремонтировали и выпустили на линию 778 пассажирских и 1380 грузовых вагонов. А в конце 1941 года по заданию Воронежского городского комитета обороны заводчане приступили к изготовлению зенитных бронепоездов. Названия «За Родину!», «Смерть фашизму», «Зенитчик» боевым машинам давали сами рабочие. Бронепоезда с конвейера сразу уходили на фронт, а за ними и труженики завода – желающих попасть на фронт было много, но в первую очередь команды комплектовались теми заводчанами, которые участвовали в строительстве этой грозной техники.

В инструментальном цехе рабочие трудились над изготовлением противотанкового ружья. Высоко­квалифицированному слесарю Владимиру Попову удалось изготовить специальную фрезу, которая дала нужную нарезку ствола, за что он был награждён орденом Красной Звезды.

Тысячи крупнокалиберных мин давал фронту цех завода, которым руководил Иван Кениг. Здесь в большом количестве изготовляли грузоленты для артиллерийских установок, кузнечный цех выпускал турельные установки для пулемётов, а рабочие литейного цеха отливали множество противотанковых заграждений – надолб.

У мемориала, расположенного на территории завода, проходят митинги в память о героях, не вернувшихся в фронта.
У мемориала, расположенного на территории завода, проходят митинги в память о героях, не вернувшихся в фронта. Фото: Вагонреммаш

Мужество и смекалка

Ушедшие на фронт рабочие и служащие завода сражались с фашистами на подступах к Москве, бились с врагом на Волге и на Курской дуге, освобождали Варшаву и Прагу, громили врага в Берлине.

В заводском музее хранятся материалы о лётчике Владимире Попове (тёзке слесаря, изготовившего специальную фрезу. – Ред.), который работал столяром, а в начале войны совершил героический подвиг. 17 июля 1941 года на Киевщине самолёт Попова был подбит и загорелся во время выполнения очередного боевого задания. Капитан принял мужественное решение – направить горящую машину на скопление танков врага. Он первым в своём полку повторил не меркнущий подвиг Героя Советского Союза Николая Гастелло.

Боевой путь прошёл и диспетчер завода Пётр Гусев. Он, окончив школу авиамехаников, служил в авиационном истребительном полку. Как-то после одного воздушного боя он отремонтировал подбитые снарядами крылья и бензобак приземлившегося на поле Як-3 лётчика Задворного, который затем по пути к своему аэродрому в неравном бою сбил двух «мессершмитов», за что был награждён орденом Красной Звезды, а Пётр Гусев получил медаль «За боевые заслуги». Всего за четыре года службы Гусев обслужил 354 вылета боевых самолётов и был удостоен девяти боевых наград. «Довелось пережить и великое счастье Победы в самом логове фашистской Германии. На одной из стен Рейхстага среди множества солдатских автографов я оставил и свою надпись: «Был Гусев П. из Воронежа», – рассказывал он.

24 часа бомбёжки без остановки

Мужественно сражались с врагом и женщины – работницы завода. Комплектовщица Александра Свиридова на фронте была батальонной радисткой, тянула через минные поля связь, работала во фронтовых госпиталях, токарь Наталья Мануковская была связисткой в 847-м полку 303-й стрелковой дивизии, а резчица по дереву Анна Кретова – старшей прожектористкой в женском батальоне. Девушка зорко берегла ночное небо.

«Запомнись одна ночь на Курской дуге, – вспоминала она. – Пятьсот самолётов противника безостановочно бомбили наши позиции в течение 24 часов. Взрывы бомб и снарядов, вой моторов сливались в единый непрерывный грохот такой плотности, что казалось сам воздух стал железной массой! Мы беспрерывно ловили в прицел ослепительно белые самолёты со свастикой, а им, казалось, не было числа. Как мы выстояли, не знаю, но 120 самолётов сбили в ту ночь наши зенитчики!»

Сейчас Воронежский вагоноремонтный завод – успешное предприятие, и во многом  благодаря подвигам тех, кто ковал для всей страны победу на полях сражений и в тылу.
Сейчас Воронежский вагоноремонтный завод – успешное предприятие, и во многом благодаря подвигам тех, кто ковал для всей страны победу на полях сражений и в тылу. Фото: Вагонреммаш

К сожалению, ни один из ветеранов Великой Отечественной войны из бывших сотрудников завода не дожил до 80-летнего юбилея Победы. Но заводчан – тружеников тыла и детей войны здесь помнят и уважают. Всегда поздравляют с юбилеями и, конечно, с Днём Победы.

«Юбилей – особая дата. Запланирована большая программа, – комментирует Алла Когтева. – С руководством завода мы, совет ветеранов, уже выпустили более 160 солдатских конвертиков с поздравлениями. У нашего мемориала проведём митинги – пригласим школьников, ветеранов завода. Вместе с воспитанниками детсада № 24 высадим в вазонах цветы в память о 78 наших погибших работниках, уже объявили конкурс рисунков на военную тематику. А с местной библиотекой № 5 у нас запланировано чтение стихов, концерт с песнями военных лет. В прошлом году с ветеранами завода мы посетили 29 улиц, названных в честь героев Великой Отечественной войны. Добрую традицию празднования Великой Победы планируем продолжить».

Фото: Вагонреммаш

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах