Воронежский фолк-музыкант Денис Субботин, который в свободное время путешествует на точной копии парусного фрегата «Штандарт», рассказал «АиФ-Воронеж» о морской жизни. Он объяснил, чему можно научиться на судне, почему морская болезнь страшна только первые несколько дней и почему примета «женщина на корабле – к беде» уже давно не актуальна.
«Морская болезнь проходит»
Валерий Чирков, «АиФ-Воронеж»: Денис, расскажите, как вы оказались на этом корабле?
Денис Субботин: Несколько лет назад мы выступали с воронежской группой Green Crow на фестивале в Санкт-Петербурге. Там я узнал, что есть парусный корабль, который плавает по морям и что можно вступить в его команду. Парусник спустили на воду в 1999 году. Это копия фрегата «Штандарт», построенного в 1703 году в Санкт-Петербурге при Петре Первом. Я очень заинтересовался, зашел на сайт проекта «Штандарт», оставил заявку. Есть координационный центр в Петербурге, где можно выбрать удобные время и маршрут. В итоге меня пригласили в плавание волонтером.
- Почему вдруг потянуло в море?
- Мой отец – моряк, но так сложилось, что в детстве и юности моря я не видел. А когда впервые увидел, то понял, что меня к нему тянет. И впоследствии не смог отказаться от возможности поплавать на старинном корабле.
- Что нужно уметь, чтобы попасть на парусник?
- Как таковых особенных требований нет. Но могу сказать, что социопатам, которые не переносят окружающих, на паруснике будет сложно, так как невозможно не общаться с командой. Сам принцип организации жизни на корабле заключается в том, что люди взаимодействуют друг с другом.
- Что из вещей можно брать с собой?
- Теплые вещи никогда не будут лишними. Полный список указан на сайте проекта. Багажного отделения нет, поэтому много с собой брать не стоит. Я не отправляюсь в плавание без фотоаппарата, видеокамеры и электронной книги.
- Расскажите о своем первом впечатлении, когда ступили на палубу фрегата.
- Я поразился тому, насколько парусник красив. Он намного красивее, чем на фото. Особенно впечатлила фактура дерева. А когда раскрылись паруса и в полной тишине, без шума мотора, мы начали движение, я решил, что попал в сбывшуюся мечту, сказку. Ведь когда идет обычный корабль, ты всегда слышишь, как работает двигатель. А тут никакого шума, лишь ощущение чуда.
- К качке привыкали или симптомов морской болезни не было?
- Я симптомам морской болезни не подвержен. Но по своему опыту знаю, что укачивает, если долго сидеть на одном месте и заниматься мелкой работой. Когда сильно качает, нужно смотреть на горизонт и не фокусироваться на близких предметах. Восприимчивость к морской болезни у всех разная, но она преодолевается. Даже самые чувствительные люди за пару дней привыкают.
Корабль научит быть моряком
- Сколько людей на корабле? Кто ваш капитан?
- Минимально фрегатом могут управлять около шести человек. Предел вместимости корабля – 45 человек. Наш капитан – Владимир Мартусь. Это он придумал проект «Штандарт» и построил корабль со своими друзьями в Санкт-Петербурге. Также на корабле есть старший помощник, боцман, механик, вахтенные офицеры – опытные матросы, которые организуют вахты.
- Расскажите о корабельном быте.
- На корабле есть камбуз, где готовится еда, уютная и просторная кают-компания, где могут разместиться до 40 человек, если потесниться. Имеются плита, холодильник с морозильной камерой, овощная клеть. Запас продуктов большой и всегда пополняется. Мы едим четыре раза в день – на завтрак, обед, полдник и ужин. Еда всегда свежая, потому что готовится сразу. Нет судового кока, дежурная вахта. Даже те, кто ничего сложнее варки пельменей не освоил, со временем готовят отлично. А в случае затруднений вахтенный офицер все расскажет. Вообще с бою учишься многим вещам. То же самое касается работы. Люди учатся работать с парусами, снастями, управлять кораблем, мыть его, ремонтировать в случае необходимости. Спим мы в трюме в кубриках на узких полках или на квартердеке (помост либо палуба в кормовой части корабля – ред.) в гамаках. В гамаках во время качки удобнее. На корабле два гальюна (корабельных туалета – ред.). Есть душ, но в ходовом режиме воду экономим. Пользуемся душем в экстренных случаях или, когда заходим в порт.
- Какой распорядок дня на корабле?
- День разделяется на две вахты, две подвахты и два промежутка свободного времени. На каждый из этих этапов даются по четыре часа. Пока одни на вахте, другие готовы их сменить. Если на борту 30 человек, то это три вахты по десять человек. Если 15, то три вахты по пять человек.
- Как проходит вахта?
- Мы выходим на палубу, строимся, пересчитываемся. Также пересчитывается сдающая вахта. Задачи раздает вахтенный офицер. Кого-то ставят к штурвалу, кто-то отправляется заниматься парусами. Рулевой меняется каждые полчаса. Если ветер хороший, и снасти не нужно поправлять, мы общаемся или учимся, например, как вязать морские узлы.
- Какие премудрости осваиваешь на корабле?
- Учишься морскому делу. Вникаешь в устройство систем парусника. Узнаешь, что означают огни кораблей. Начинаешь ориентироваться по картам. Также парусник помогает побороть страхи. К примеру, человек боится высоты. А самая большая мачта фрегата «Штандарт» – как девятиэтажный дом. На нее поначалу было очень страшно забираться. Но моральная поддержка команды и всевозможные страховочные приспособления делают свое дело – работаешь на высоте практически без страха.
- Страшно ли в шторм или потом привыкаешь?
- Слава небесам, я не попадал в серьезные шторма. Но в сильную и крепкую погоду плавал. Опасность, конечно, есть, но вообще плавать при волнении не опаснее, чем просто жить в нашем неспокойном мире. Надо сказать, что в обычной жизни на суше нас страх часто ограничивает. А в открытом море, когда опасность рядом, постоянно находишься в состоянии напряженного внимания. Страх растворяется и ты понимаешь, что в принципе, можешь сделать все.
Дальние страны и морские чудеса
- Где успели побывать в своих путешествиях?
- Ходили в Испанию, Францию, Португалию, Голландию, Швецию, Норвегию, Данию, Италию, Ирландию, Шотландию. Концепция проекта «Штандарт» заключается в том, что корабль заходит в разные порты, бросает якорь у древних развалин, где-нибудь возле горячих источников. Ходит в основном по европейским морям, с заходом в Балтику. С наступлением зимы корабль обычно отправляется в Средиземное море.
- Сколько дней длилось самое длинное плавание?
- Самый большой переход без захода в порты длился около десяти дней. Мы шли в Ирландию. Это страна, куда я целенаправленно мечтал попасть. Мне, как музыканту, играющему кельтскую фолк-музыку, очень хотелось увидеть Зеленый Остров, прийти туда «по морю матросом». Ирландия очень приветливая. Она действительно зеленая и с берега пахнет коровами. В одном из местных пабов я попал на репетицию местной фолк-группы. Музицировали пожилые люди. Я сказал, что я музыкант и знаю кельтскую музыку. Меня тоже пригласили играть. Кстати, «Хор парусника «Штандарт» побывал на фестивале «Песнь Моряка» во французском городе Пемполь. Одновременно там шли около 50 концертов и город превратился в один большой фестиваль. Отовсюду звучали моряцкие песни на разных языках. На фестивале мы были единственной русской группой.
- Как проводили свободное время в плавании?
- Я старался все время быть на палубе. В море очень много интересного. Иногда встречались плавучие острова. К примеру, от причала оторвался кранец (амортизатор для швартовки судов – ред.) и уплыл в море. На него наросли водоросли, кораллы, под ним поселились рыбы. Встречали китов, видели, как акулы идут караваном. Однажды ночью, в тумане, смотрели, как дельфины играли в светящемся планктоне и рисовали узоры. Невероятное зрелище!
- Какие морские приметы есть у моряков?
- Стричься и бриться во время плавания нельзя. Это отголосок времен, когда моряки приносили в жертву свои волосы и бороды, чтобы вызвать ветер, если корабль попал в штиль. Не принято точно называть дату и время прибытия в порт. А вот суеверие «женщина на корабле – к беде» уже давно не работает. На «Штандарте» много девчат, и во время вахты они часто дают фору ребятам.
- Когда отправляетесь в следующий рейс?
- Все будет зависеть от ситуации в мире. Команда фрегата «Штандарт» продолжает плавать по морям. Я планирую к ним присоединиться этой зимой.