Лариса Острогожская, ставшая звонарём уже во взрослом возрасте, говорит, что лично её привел к колоколам не иначе, как Бог.
И тут же одёргивает себя, поясняя, что такие мысли из разряда «прелести нехорошей, греховной», хотя такой интерес к духовной жизни после долгой службы в армии и впрямь может показаться удивительным. Накануне 30 января, когда в России отмечается День колокольного звона, женщина-звонарь рассказала об особенностях своего служения.
Достучаться до небес
Ульяна Ларионова, корреспондент «АиФ-Воронеж»: Лариса, как вы пришли к вере?
Лариса Острогожская: Ещё в детстве обе мои бабушки, которые родились в начале прошлого века, научили меня молитве «Отче наш» и несколько раз приводили меня в храм. И уже тогда мне казалось, что звон колоколов – это голос моих предков. Я была ребёнком, и вера у меня была детской, но я всё же молилась, как могла. Например, перед экзаменом. А уже глубоко и осознанно я пришла в православие после 30-ти лет, когда внезапно и быстро ушла после инфаркта моя мама, и вера помогла мне пережить эту трагедию.
– А как заинтересовались колоколами?
– Двадцать два года я служила в военном оркестре войсковой части в Острогоржске, была музыкантом, режиссёром, сценаристом и ведущей творческих мероприятий. А по достижению предельного возраста переехала в Воронеж. Так случилось, что квартира, которую я приобрела, оказалась очень близко к храму в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Я стала регулярно бывать на службах, и вот однажды, когда я слушала звон колоколов, меня как-то потянуло, и я обратилась к батюшке, выказав желание стать звонарём.
Настоятель храма меня благословил. С моим музыкальным опытом было легче начинать, и мне разрешили подниматься на подзвоны (колокола среднего веса – Ред.). Мне тогда уже исполнилось 46 лет, но я хотела учиться дальше. И в 2020 году я в интернете нашла телефон и познакомилась с иеродиаконом московского Данилова монастыря отцом Романом Огрызковым. Он дал мне разрешение приехать и обучаться на звонарских курсах. Основное направление – канонические исторические звоны русской колокольной традиции. Преподавателем на курсах был Михаил Фомичёв. Сначала я училась на месте, потом приобрела специальный тренажёр – звонница без колоколов – и осваивала умение уже онлайн, через вотсап. Потом ещё раз приехала в монастырь сдавать экзамен.
– Что именно вам важно в этом служении?
– Я раньше не обращала внимания, а теперь, когда смотрю фильмы, даже советские, и вижу в них образ храма, то для меня это как символ чистоты и судьбы. А голос России – это колокольный звон. Сейчас, к сожалению, многих отворачивают от веры чужие традиции, которые привносятся в нашу культуру, и атеизм. Но русский человек – он православный. А колокольный звон, есть такое мнение, лечит. Подтвердить это я не могу, но то, что колокола помогают исцелить душу – тут не сомневаюсь.
Был у меня такой случай, от которого до сих пор комок в горле и мурашки по коже. Произошло это на Светлой Седьмице, после Пасхи, когда в течение недели всем прихожанам разрешается звонить. По традиции, от великой радости воскрешения Христа колокола не должны замолкать. И поднялась на колокольню женщина: в брюках, без платка даже. И столько муки было у неё в глазах! Сразу видно, что какое-то большое горе случилось, может, близкий человек умер. Она звонила в колокола, а по лицу её текли слезы. И в небо так смотрела – казалось, достучаться пытается. Минут десять звонила, как могла, а когда отвела душу, я прижала её к себе, и мы вместе стояли и плакали. Она так рыдала, что даже говорить не могла, а я ей сказала: «Вы приходите и завтра тоже». Так она и ходила до конца Седьмицы, иногда сама звонила, иногда слушала, как другие звонят. Призналась: «Мне здесь легче становится». И жизнь у неё в лице хотя бы появилась. Вот так колокольный звон на людей влияет.
Сила звука
– Как семья реагирует на ваше служение?
– Сын уже взрослый, женатый, он офицер-артиллерист. Хотя у него не хватает времени ходить в церковь, но он очень меня поддерживает. Я несколько раз поднималась на колокольню со своей маленькой внучкой, сейчас ей 3,5 года. Она колокольного звона не боялась, стояла и внимательно слушала, как я звоню.
– Часто ли звонарями становятся женщины?
– Не очень, но в Воронеже есть несколько. Звонарь – это всё же больше мужское дело. Звонницу тяжело держать в рабочем состоянии. И почти всегда там холодно. Не все женщины могут выдержать. Вообще, ремесло звонаря – это движение к горизонту, постоянное обучение, развитие и совершенствование. Но я себя не заставляю, я чувствую, что колокольный звон даёт мне силы.
– На ваш взгляд, почему до сих пор так важно звонить в колокола? Ведь есть много современной аппаратуры, которая помогает давать качественный хороший звук…
– Колокольный звон не просто зовёт прихожан на службу. Опытный звонарь вызванивает молитвы, он вкладывает их в колокола. Звон, по уставу русской традиции, должен делать определённые акценты во время богослужения или литургии. А потом, важен живой звук, иначе в нём нет души. Это как колонка Алиса, которая есть практически в каждом доме – можно с ней даже вести диалог, и она скажет море любезностей, но она неживая. Даже у животных есть сострадание, а у машин – нет. А потому живого звонаря никогда не сможет заменить электронный. Звонарь всегда вкладывает себя в своё детище, как любой музыкант. И это чувствуется.
– А почему тогда появилась необходимость в электронных звонарях? Не хватает людей?
– К сожалению, у людей недостаточно веры, и от этого больно. Очень многие ведутся на раздрай, на суету. Очень много стало горделивости, буквально каждый мнит себя звездой, и это специально подогревается. А православие – это смирение. И единение в вере – это спасение наше, это уважение в мировом обществе, через это мы и сами себя уважаем. Как было раньше – за веру, царя и Отечество. Опять же – мало курсов для обучения звонарей. Но, надо сказать, у нас в каждом воронежском храме есть звонари. Трудно только в Дивногорском монастыре, потому что он далеко от населённых пунктов.
Это завораживает
– В соцсетях сообщается, что вы ещё и преподаёте в Воскресной школе?
– В 2021 году, когда на Светлую Седьмицу приходили дети, я дежурила и рассказывала им про колокола. И директору Воскресной школы Марии Четвертковой это понравилось, она предложила мне преподавать. Так и образовался звонарский факультатив «Звонная весть». Сейчас у нас три группы, всего 17 человек. Есть и взрослые, они быстро обучаются, но в основном приходят дети. Мы уже дважды были на фестивале колокольного звона в Москве в храме Великомученицы Татианы при МГУ.
Главное, на что мы делаем упор, – это исторические звон: Псково-Печерской традиции, Троице-Сергиевой Лавры (звон игумена Михея), Московской традиции (звон Машкова), Ростовской традиции – акимовский, ионинский, ионафановский и егорьевский звоны. Дело не только в музыкальности и красоте этих композиций. Много и современных звонарей. Но, помимо развития, важно знание исторических канонов, потому что это значимей и глубже. Чтобы полететь в космос, надо знать закон Ньютона, закон притяжения. Так и здесь – чтобы развиваться, надо знать канонические звоны. И детям я говорю: это то, как звучала наша святая Русь в древних веках, это завораживает.
Хочу сказать, что я очень благодарна настоятелю храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица» протоиерею Андрею Скакалину и директору Воскресной школы храма Марии Четвертковой за возможность передавать звонарском дело последующим поколениям. Благодаря этому, в Воронеже и дальше будет звучать колокольный звон, он будет укреплять нашу веру и напоминать нам об историческом голосе России.
Досье
Лариса Острогожская окончила Воронежское областное училище культуры в Боброве, Московский государственный университет культуры и искусств в Рязани, сценарные курсы Киношколы Александра Митты. Служила альтистом, тенористом в военном оркестре. В качестве сценариста и режиссёра выпустила военно-патриотический фильм «Тень половинки луны». Автор сборника поэм «Свиток неба».