В преддверии Дня археолога, который отмечается 15 августа, «АиФ-Воронеж» поговорил с реконструктором, руководителем проекта «Люди с Дона» Дмитрием Шипиловым. Вместе с единомышленниками он воссоздает одежду и быт древних славян VIII — X веков, которые жили на территории Воронежской области.
О быте предков, а также о том, как найти славянское городище и как правильно вести себя на памятнике старины – в нашем материале.
Реконструкция — наука сложная
Валерий Чирков, «АиФ-Воронеж»: Дмитрий, как давно занимаетесь археологией и реконструкцией?
Дмитрий Шипилов: Реконструкцией начал заниматься в 2011 году. Состою в клубе «Русь» города Курчатов Курской области. Здесь воронежский филиал. Серьезный подход к реконструкции у меня появился в 2018 году, когда я начал заниматься местными донскими славянами. В 2021 году уже начал сотрудничать с музеями и съездил на раскопки с профессиональными археологами.
В этом же году мы с единомышленниками организовали проект «Люди с Дона». Задача — популяризировать объекты археологического наследия, стать «мостиком», который связывает относительно закрытое сообщество археологов, реконструкторов с миром обывателей, которые просто интересуются историей Воронежского края.
— Почему выбрали для реконструкции именно славян?
— В 2013 году я попал на славянское городище в Хохольском районе. Увидел валы, рвы. Все это было явно рукотворное. Я начал расспрашивать, что это такое, искать источники и постепенно погрузился в эту тему. В результате мне захотелось собрать комплект одежды и предметов быта славян Черноземья с территорий Курской, Липецкой и Воронежской областей. Дело в том, что комплект конкретно донских славян собрать тяжело, слишком мало данных сохранилось, а некий объединяющий славян Черноземья образ — вполне возможно.
— Как одевались донские славяне?
- Вряд ли их одежда существенно отличалась от некой «общеславянской»: рубахи свободного кроя, просторные штаны, обмотки, кожаная обувь. Шапки реконструируются по найденным фигуркам славянских божеств и рисункам из летописей. Для утепления славяне использовали свиты, плащи, кожухи. Мужчины носили ремни — археологи нашли как простые металлические пряжки, так и элементы дорогих поясных наборов. Из оружия попадаются металлические и костяные наконечники стрел, сулиц (разновидность метательного оружия — ред.), копий. Найдены несколько металлических топоров.
— И мебель тоже можно реконструировать?
— С реконструкцией мебели сложнее. Дерево практически не сохраняется. У нас такая почва, что дерево сразу гниет, истлевает и рассыпается, если не обгорает. Но есть кое-какие инструменты, свидетельствующие о том, что деревянную мебель и утварь славяне делали. Зато в нашем регионе хорошо сохраняются керамика, металл. Кстати, донские славяне производили только лепную керамику. Гончарный круг появился поздно и практически не прижился.
Охотники и земледельцы
— Донские славяне были земледельцами или охотниками?
— Донские славяне занимались земледелием. При археологических раскопках обнаружены злаки, найдены коса, серпы, обломок наральника (наконечник орудия для рыхления почвы — ред.). Держали домашних животных — лошадей коров, овец, коз, свиней. Но на данный момент археология говорит о том, что охота преобладала над земледелием и животноводством. Охотились в основном на лосей, косулей, оленей — для мяса. В раскопках обнаружены также кости медведя, зубра и сайгака. На бобра охотились ради меха. Возможно, что ради меха ходили и на волков. Добытыми мехами торговали. Донские славяне находились на водном Донском торговом пути, также через их земли проходил сухопутный торговый путь из Булгар в Киев. У нас даже есть находки костей верблюда. Заморские вещи в раскопках в основном происходят из Хазарского каганата, стран Ближнего Востока и Средней Азии. Оттуда к славянам попадали арабские серебряные монеты, стеклянные бусы, украшения, вино и масло.
— Что славяне ели?
— Есть интересная находка. В одном из курганов на Лысогорском могильнике был найден горшок без человеческих останков. Руководитель раскопок, Наталья Арсенова, передала грунт из горшка в лабораторию для исследований. Результаты показали, что в горшке был «продукт из семян растений и жировой основы». Или просто каша. А найденные злаки и обломки жерновов говорят о том, что была и мука, из которой пекли хлеб. Еще славяне ловили рыбу удочками и сетями. У нас нет находок блесен, но у соседних племён они были. Причем вполне современного вида, как и крючки. Рыбу ловили ту же, что водится и сейчас в воронежских водоемах.
Мертвых сжигали
— А сколько славянских городищ в Воронежской области?
— Больше десятка. Кроме городищ есть курганные могильники. Но с доступом к ним проблема. Нужно ехать или на машине по грунтовой дороге, или идти пешком. И не во всякую погоду туда можно добраться. В областном краеведческом музее есть маленькая витрина, посвященная донским славянам и еще в музее ВГУ. Но эта тема еще недостаточно изучена. Славянским городищам в регионе пока не посвящены крупные музеи и большие экспозиции, такие как Дивногорье и Костенки.
— Славяне, как и скифы хоронили умерших в курганах?
— Да, но славяне сжигали мертвых. Останки собирались в горшок, который ставился внутрь сооружения. Рядом помещались плошки с едой и зерном. Славянские курганы, как и скифские очень часто страдают от рук «черных копателей». В скифских курганах бывают драгоценные предметы, а в славянских курганах нет. Там только черепки от горшков и кости.
— А куда пропали донские славяне?
— Когда во второй половине X века началась война Древнерусского государства с Хазарским каганатом, прекратили свое существование памятники Боршевской культуры на Дону. Возможно, в связи с окончательным разрушением Хазарского каганата в степи стало неспокойно, а в XI веке появившиеся у границ Древней Руси половцы вынудили славян уйти и с реки Воронеж. Есть предположение, что в район Рязани, на Оку, но все это не точно. Согласно историческим данным, в целом донские славяне в состав Древней Руси так и не вошли.
На городищах ничего нельзя копать
— Как понять, что ты на городище? Есть ли какие-то отличительные признаки или для этого нужно быть археологом?
— Самые основные маркеры — ров, вал и так называемые ямы-западины — остатки жилищ. Жилища были углубленные в землю. Правильно называть их не землянками, а котлованными постройками. Над котлованом ставилась изба. Славяне селились на мысах над рекой, чтобы с трех сторон они были защищены обрывом. С четвертой стороны возводились ров и стена из сруба, которая засыпалась землей. В Боршевском городище немного по-другому. Там славяне селились на холме, вокруг которого копались только рвы. Кстати, я сделал мини-реконструкцию славянского жилища.
— А как вы реконструировали жилище, если дерево не сохранилось?
— По научной литературе. Есть источники по реконструкции. Современные исследователи продвинулись гораздо дальше советских. Но все равно все попытки создать славянское жилище — это гипотезы. Потому что находится котлован, в котором есть остатки печи и следы от столбов. К сожалению, целая полуземлянка не будет найдена, поэтому все попытки реконструкции будут версиями.
Мой макет собран по последним версиям ученых. Вопрос интерьера — это уже некая исследовательская фантазия. Потому что мы можем в лучшем случае найти следы от ножек стола, от ножек скамьи. Самих предметов у нас не сохранилось. Но кое-какие исторические находки есть в Новгороде, поэтому в целом есть на что опираться.
— Как надо вести себя на памятнике археологии?
— Самое главное — не копать, в том числе и ямы под костер. Потому что это, во-первых, штрафы, а, во-вторых, можно нарушить культурный слой. А выкопанный не по правилам предмет теряет свою археологическую ценность. Ученые, а потом и реконструкторы, уже не смогут получить достаточный объем информации. Да и все остальные наши граждане потеряют часть своей истории, думаю это важнее всего. Кстати, и на автомобилях с мотоциклами на городища заезжать нельзя.