В связи с угрозой распространения коронавируса людям старше 65 лет и тем, кто страдает хроническими заболеваниями, предписали соблюдать режим домашней самоизоляции. Но как им решать насущные проблемы, если выйти из дома даже за лекарствами и продуктами нельзя? На помощь пожилым и маломобильным россиянам приходят волонтеры и соцработники.
«АиФ-Воронеж» побывал в волонтерском штабе ОНФ и узнал, как работают помощники и какие просьбы им можно поручить.
С доставкой на дом
В Воронеже волонтерский штаб размещен в одном из корпусов медуниверситета – на улице Чайковского, 3а. Заявки от граждан поступают на единый номер горячей линии 88002003411, а затем перераспределяются по регионам.
«Волонтеры сидят на обзвоне и изготовлении заявочных листов. Они записывают имя заявителя, адрес, список того, что нужно купить, прокладывают маршрут до дома заявителя. Сюда же приезжают волонтеры выездной группы, проходят инструктаж, получают средства индивидуальной защиты и заявки. Активных волонтеров выездной группы порядка ста. Всего же около 500 ребят уже включились в наши ряды, - рассказывает координатор региональной команды «Молодежка ОНФ» Светлана Мишанова. – Помимо волонтёров ОНФ помогают и студенты медуниверситета, «Волонтеры Победы», «Молодежка РЖД», «АВЦ», благотворительная некоммерческая организация «Поможем!».
Когда в России были объявлены нерабочие дни, стало поступать гораздо больше заявок.
«На прошлой неделе ребята выполняли в среднем десять заявок в день. Выполняем просьбы не позже, чем через сутки после получения. Спрос растет. Сначала такая помощь казалась неожиданной, потом рядом с теми, кто уже обслуживался, возникают новые запросы. Видимо, люди передают друг другу информацию. Ожидаем, что карантинное время будет насыщенным. Поэтому на сайте 2020.рф мы просим всех желающих регистрироваться и становиться в ряды волонтеров, которые будут выезжать на заявки. Ноги требуется всегда», - продолжает Светлана Мишанова.
По словам волонтеров, обычно пожилые просят купить лекарства и продукты. Была даже заявка доставить костыли из магазина. Немало людей просят забрать из поликлиники рецепт на льготные лекарства. Количество заказываемых продуктов зависит от благосостояния человека: некоторые просят купить только хлеб, молоко, капусту, упаковку крупы.
«Однажды бабушка, которая передвигается с трудом, попросила принести ей воду из колонки. Волонтёры ей помогли один раз, но ей нужно приносить воду раз в два дня. В штабе ОНФ нашли рядом с ней живущего человека, и он будет постоянно приносить ей воду. Бывало, что просили выкинуть мусор. А на выгул домашних животных и оплату ЖКХ - пока заявок не было», - рассказали в штабе.
Иногда волонтеры выполняют отсроченные просьбы. Люди оставляют заявки на два-три дня вперед. Тогда волонтеры перезванивают, уточняют список покупок и волонтеры едут к заявителю с теми продуктами, которые у него закончились.
«Одни ребята покупают продукты за свой счет, другим выдаем средства в исполкоме. Потом им возвращают деньги по чекам заявители. Все чеки фотографируются, весь учет мы ведем, - объясняет Мишанова. - Пожилые всегда встречают позитивно, с улыбкой на лице. Никаких проблем пока не возникало. Стоит отметить, что в квартиру волонтеры не заходят. Доставка осуществляется бесконтактно, чтобы не подвергнуть риску ни заявителя, ни волонтера. Своих ребят мы бережем. Они в масках, перчатках, с антисептиками».
«Надо заботиться о пожилых»
Волонтеры воронежского штаба рассказали «АиФ-Воронеж» о том, кому уже успели помочь и как их встречают пенсионеры.
«В штабе нам дают заявку, средства индивидуальной защиты – спецодежду, маску и перчатки, с нами проводят инструктаж, и мы выезжаем по адресу, - говорит студентка пятого курса лечебного факультета ВГМУ им. Бурденко Юлия Белова. – Мы созваниваемся с заявителем, называем сумму, которая выходит за заказ. Потом для отчета фотографируемся с заявителем на расстоянии в один метр. Отдаем чеки, оставляем свою визитку с номером телефона, на который можно звонить, если будет что-то нужно. Сегодня выполнили две заявки: женщина попросила взять рецепт на лекарства в поликлинике и купить сахар, соль, рыбу, яйца и говяжью рульку. Завтра повезем специальные нитки для вязания. Другой дедушка заказал много овощей и фруктов - по два-три килограмма мандаринов, апельсинов, грейпфрутов, помидоров на сок. И попросил взять лекарства по льготному рецепту. Люди часто интересуются, когда закончится карантин».
«Чтобы обезопасить пенсионеров от мошенников, мы называем им номер заявки – это своеобразный пароль. Мы в масках и перчатках, держимся на дистанции от человека в полтора метра. Заявитель возвращает нам деньги за покупку, расписывается в листочке с перечнем заявки, мы привозим этот документ в штаб, а также фото или видео-отчет, - рассказывает член команды «Молодежки ОНФ», аспирант ВГАУ им. императора Петра I Иван Любавский. - Бывает, что заявители забывают указывать номер квартиры и приходится искать, спрашивать у соседей. Так с трудом удалось найти заказчицу - лежачую бабушку, которую муж к тому же закрыл в квартире, чтобы никто не заходил к ней. Мы передали ее заказ – килограмм картофеля и лука, хлеб – соседям. На следующий день она позвонила, поблагодарила, сказала, что все ей передали. Перед этим, конечно, созвонились, уточнили ситуацию с продовольствием. Горожане встречают нас так, будто в них вселяется вера в людей, что ещё не все потеряно. Порой до сих пор многие звонят, благодарят, спрашивают, можно ли снова обратиться».
«Нам выдали перчатки, маски, заявку, и мы с ребятами приехали по указанному адресу, - делится волонтер от РЖД Ольга Солнцева. - Закупили продукты для 84-летней бабушки: бананы, лук, капусту, зелень, четыре булочки - словом, продукты первой необходимости. Передали заказчице продукты, она была очень благодарна. Взяли деньги, стараясь не контактировать с заказчицей. Сейчас обзваниваем и своих пенсионеров-железнодорожников, спрашиваем, какая им нужна помощь, оставляем номер телефона. Надо заботиться о пожилых людях и помогать им».