Примерное время чтения: 7 минут
1320

Без водородного двигателя не полетит. Эксперт о новой сверхтяжелой ракете

Взлет ракеты-носителя.
Взлет ракеты-носителя. Роскосмос

В России создаётся интегрированная структура ракетного двигателестроения. Планируется, что возглавит её химкинское НПО «Энергомаш». Недавно в очередной раз было заявлено, что в объединение войдут Воронежский механический завод (ВМЗ) и КБ химавтоматики. Своим мнением об этих планах поделился экс-депутат, председатель комитета по наукоемким технологиям Госдумы, бывший директор ВМЗ Георгий Костин.

Старый новый двигатель

Юрий Голубь, «АиФ-Черноземье»: Георгий Васильевич, чем обернётся реформа для Воронежского механического завода и отечественного ракетостроения в целом?

Досье
Георгий Костин родился в 1934 году в Курске. Окончил Харьковский авиационный институт. В 1981-1993 гг. - директор Воронежского мехзавода. В 1995-2003 гг. - депутат Государственной Думы.

Георгий Костин: Вероятно, грамотное объединение всех двигателестроительных предприятий помогло бы как-то сосредоточить усилия. Но сейчас происходит вопиющее безобразие. Завод забирают только для того, чтобы превратить в мастерскую опытных агрегатов для КБХА. 

В НПО «Энергомаш» входит пермский завод «Протон», который в течение нескольких лет был наполнен современным оборудованием. «Протон» не загружен - почему бы не загрузить его, разрушив ВМЗ? Но двигатели, которые сейчас делает ВМЗ, никуда передать нельзя: другому заводу потребуется пять-семь лет, прежде чем на этих двигателях смогут полететь космонавты. 

И вторая сторона: «Энергомаш» в течение последних десяти лет не сделал никаких новых разработок и 50% своего бюджета получает от продажи двигателей в Америку. В этом году продажи заканчиваются. И что делать?

По ТВ сообщали, что «Энергомаш» создал «новый сверхсовершенный двигатель» на 800 тонн тяги, и это чуть ли не поставит Америку на колени. Да, такой двигатель действительно создан, но не в 2019, а в 1985 году - для ракеты-носителя «Энергия». Он прошёл два лётных испытания в 1987 и 1988 годах и на современный шедевр, естественно, не тянет. Дальше его начали «крошить». Разделили пополам и продают в Америку. Выделили четвёртую часть и собираются использовать для будущих ракет. Это старый двигатель и хвастать тут абсолютно нечем. Да, он годится, чтобы восстановить «Энергию» и поставить его на первую ступень. Не более того. 

- В ближайшие годы должна быть создана ракета сверхтяжёлого класса. Что для этого делается?

- Для ракеты-носителя сверхтяжёлого класса, выводящей на орбиту более 100 тонн груза, нужен водородный двигатель, который делал только ВМЗ и 15 товарных экземпляров которого есть в наличии. Если ВМЗ не дадут восстановить его производство, тяжёлой машины не будет. Ракета без водородного двигателя, на 800 тонниках «Энергомаша» выводит в космос не более 80 тонн груза. «Энергия» с водородными двигателями ВМЗ в 1987 году вывела в космос имитатор лазерного оружия весом 108 тонн. 

И американцы, и китайцы делают такую машину с водородом. А мы, «самые умные», отказались.

Кто возьмёт ответственность?

-  Так есть ли альтернатива?

- Есть большая группа во главе с бывшим министром общего машиностроения СССР Олегом Баклановым. В неё входят ведущие специалисты НПО «Энергия». Она подготовила предложение о создании сверхтяжёлой ракеты-носителя не в 2028, а в 2022 году. 

В свой последний приезд Дмитрий Рогозин сказал, что ВМЗ нужно передать в новую структуру до 1 января 2020 года. Но такое же задание поручали выполнить до конца 2017, а потом – до конца 2018 года. И я очень рад, что всё перенесли ещё на год.

- Есть основания надеяться, что планы кардинально изменятся?

- Недавно Дмитрий Рогозин докладывал президенту, что облик сверхтяжёлой ракеты уже разработан. С моей точки зрения, облик – хуже не придумаешь. Его отправили в правительство, но там не утвердили. Срочно начали искать новые варианты. И у вице-премьера Юрия Борисова лежит подписанная примерно 10 специалистами, в том числе генералами, бумага, в которой сказано, как в 2022 году можно сделать тяжёлую машину.

Первое указание президента о необходимости создать сверхтяжёлую ракету было в 2013 году. Прошло пять лет. Что сделано? Ноль. 31 января 2018 года был выпущен повторный указ. Прошло ещё полтора года. Что сделано? Ничего. Я убеждён: в «Роскосмосе» сегодня нет человека, который взял бы на себя ответственность за создание такой машины. Вот и предлагают «поделки» на ближайшие годы.

- А как скажется перевод Воронежского мехзавода в новую структуру на экономике региона?

-  Лицо Воронежа создавали три завода: наша уникальная  «Электроника», авиационный завод и ВМЗ. Это были три знамени, которыми Воронеж гордился и за которыми можно было идти. «Электроники» нет, авиазавод делает по паре самолётов в год. И если будет угроблен ВМЗ, то Воронеж как город высоких технологий, по сути, умрёт. Я считаю, что администрация Воронежа должна не просто заняться этой проблемой, а бить в набат. 

У ВМЗ есть две работы, которые могут восстановить научный потенциал города и существенно пополнить его бюджет. Водородник и квантовый двигатель Леонова. ВМЗ с фирмой «Квантон» этот двигатель испытали, подтвердили его уникальные характеристики, предложили делать в Воронеже. Роскосмос наше предложение не принял.  Администрации Воронежа, видимо, невдомёк. 

Несколько лет назад ВМЗ передали Центру им. Хруничева, двигательный завод – ракетному комплексу. Этого делать нельзя! Потому что завод должен поставлять двигатели всем ракетчикам, а не принадлежать одной фирме. Но самое главное, что Центр им. Хруничева уже должен больше 100 миллиардов рублей. Эти долги легли и на филиал – ВМЗ. 

Сейчас его снова передают в новую структуру как филиал. Я считаю, что губернатор должен стоять насмерть. Завод входил в десятку лучших предприятий Советского Союза, оставьте его, у нас есть, чем его загрузить. 

Это старая история. В своё время я, будучи депутатом, помог отстоять «Созвездие», чтобы его не передали в Москву. Теперь всё-таки передали. Почему мы не боремся за свои предприятия?

Справка
Воронежский механический завод основан в 1928 году. Производит ракетные двигатели на жидком топливе. В последние десятилетия изготовлены двигатели для космических ракет-носителей "Союз", "Союз-ТМ", "Прогресс", "Протон", долговременных орбитальных станций "Салют", "Мир" и уникального комплекса "Энергия-Буран". Сегодня завод осваивает производство узлов и агрегатов для ракет-носителей "Ангара" и "Русь". С 2018 года ВМЗ производит несколько типов титановых шар-баллонов, которые используются в ракетах "Протон", "Ангара", разгонном блоке "Бриз" и новом кислородно-водородном разгонном блоке.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах