Примерное время чтения: 5 минут
676

Беспилотник и дезинфектор. Проекты воронежских студентов получили IT-премию

Разработка студентов служит для дезинфекции общественного транспорта.
Разработка студентов служит для дезинфекции общественного транспорта. / Валерия Кириллова / Из личного архива

В январе два воронежских IT-проекта стали финалистами престижной премии «Цифровые вершины», отмеченной премьер-министром России Михаилом Мишустиным. Награждение проходило в рамках Гайдаровского форума. За премию боролись 440 IT-проектов из 55 регионов страны.

Первая разработка воронежских студентов - устройство для дезинфекции общественного транспорта, вторая - программа для беспилотного автомобиля. С разработчиками инновационных проектов поговорил корреспондент «АиФ-Воронеж».

Автоматизированное устройство способно убивать активность вирусов. Фото: Из личного архива/ Валерия Кириллова

Толчок – пандемия

«Идея о портативном устройстве, способном дезинфицировать воздух и поверхности в транспорте, возникала еще весной 2020 года. Тогда ситуация с COVID-19 осложнила эпидемиологическую обстановку в стране. Стало ясно, что здоровье человека зависит не только от соблюдения мер предосторожности, но и от дезинфекции мест массового скопления. Один из таких – общественный транспорт. Возник вопрос: как сделать дезинфекцию общественного транспорта не только быстрой и безопасной для людей, но и эффективной», - рассказывает одна из участниц научной команды, студентка ВГТУ Валерия Кириллова.

Оценив сильные и слабые стороны существующих методов дезинфекции, команда проекта пришла к выводу – нужно создать автоматизированное устройство, убивающее активность вирусов. Идея построена на очищении воздуха ультрафиолетовыми лучами. Дезинфекция проводится двумя способами: на стоянках транспорта при отсутствии в салоне людей и на всем пути движения. В первом случае прямые ультрафиолетовые лучи убивают микробы на поверхностях, а во втором – очищается воздух. Так снижается концентрация вирусов и бактерий в транспорте.

Работу студентов кафедры физики твердого тела контролировал наставник, преподаватель вуза Александр Сергеев. Всего над проектом работали шесть студентов. Сейчас они продолжают тестировать экспериментальный образец. А после всех доработок студенты планируют начать производство устройств и запустить их в продажу. На данный момент команда проекта сотрудничает с воронежским научно-производственным предприятием «Интерполярис».  

Команда разработала систему взаимодействия пассажира и беспилотного автомобиля. Фото: Из личного архива/ Евгений Курьянов

Пассажир и беспилотный автомобиль

В современном мире много говорят о беспилотном управлении автомобилем, но при этом на второй план уходят вопросы взаимодействия транспортного средства с пользователем. Команда студентов и преподавателей из ВГТУ решила заняться вопросами безопасности пассажиров, мониторинга состояния здоровья и правами на управление беспилотника.

Главная идея команды – разработать систему взаимодействия пассажира и беспилотного автомобиля. Она состоит из аппаратного блока, специального сервера и самого мобильного клиента. Функционал системы можно расширять в зависимости от потребностей владельца автомобиля. Команда молодых ученых разработала модули биометрической идентификации пассажира и голосового помощника. Идентификация пассажиров осуществляется по биометрическим данным – геометрии лица и отпечатка пальцев. Модуль голосового помощника позволяет управлять беспилотным автомобилем посредством голосовых команд.

«В апреле 2020 года мой преподаватель и будущий наставник проекта Александр Сукачев рассказал о проекте и предложил поучаствовать в разработке, - вспоминает один из участников команды, студент Евгений Курьянов. – После подачи заявки наша команда в первый раз встретилась онлайн. так как работа над проектом осуществлялась на первом этапе в дистанционном режиме. Мы распределились по ролям, и наш руководитель сформировал индивидуальные задачи для каждого участника».

Далее студентам пришлось собирать всю имеющуюся информацию о технических решения таких копаний, как «Яндекс», Google, NVIDIA. Евгений говорит, что работать приходилось очень интенсивно, так как отчетные встречи перед руководителем проходили два-три раза в неделю. Через две недели интенсива студенты сформировали концепт технического решения.

Для привлечения большего внимания к проекту ученые приняли решение вести страничку в соцсети, которая спасала в тупиковых ситуациях. Там же студенты провели голосование по выбору логотипа проекта, командной символики и названия голосового помощника. Победителем голосования стало женское имя Аюна.

Безусловно, над практическим применением тоже подумали. Сейчас команда ищет инвесторов для реализации своего проекта, сами они тоже будут участвовать в грантах и конкурсах. Евгений считает, что модель, разработанную воронежскими студентами, можно использовать в каршеринге, железнодорожном транспорте, беспилотном такси.

«Я, как и вся команда, считаю, что проект будет дальше развиваться. Весной планируем представить нашу разработку отечественным компаниям. Надеемся, что они заинтересуются нашим проектом», - отметил Евгений Курьянов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах