Примерное время чтения: 11 минут
144

«Вкусные и опьяняющие». Воронежская группа «Сам-Буки» выступит с оркестром

Кирилл Радин / Из личного архива

Воронежская группа «Сам-Буки» существует уже более 20 лет. За это время рок-коллектив дал множество концертов и выступил на многих фестивалях в различных городах нашей страны. В преддверии выступления, которое состоится в Воронежском концертном зале 17 января, корреспондент vrn.aif.ru побеседовал с фронтменом группы Кириллом Радиным и узнал о творческом посыле коллектива, процессе написания песен и о трудностях в работе.

Изначально мы возникли как «Буки»

Юлия Францова, корреспондент «АиФ-Воронеж»: Кирилл, расскажите, как давно вы начали заниматься музыкальным творчеством.

Кирилл Радин: У меня полное музыкальное образование. C пяти лет я учился играть на скрипке. Позже по этому инструменту окончил школу, институт и даже один год отучился в аспирантуре. Классе в седьмом я начал писать песни. В школьное время у меня тоже была группа – мы просуществовали два года. Потом к нам в класс пришли другие ребята, которые создали свои группы, а от меня как-то все ушли, и я остался один. Но песни продолжал писать и по-прежнему хотел, чтобы у меня была группа.

- Как появилась группа «Сам-Буки»?

– Мы появились в 2000 году, тогда я со своим материалом влился в одну уже существовавшую до меня группу и придумал для них название – «Буки». Уже потом, спустя более 15 лет, мы стали «Сам-Буками». Изначальный вариант меня подкупил тем, что название получилось многозначным. Буки – это и пасмурные люди, недобро глядящие на мир, это и вторая буква нашего алфавита, и деревья. Таким образом я решил дать людям свободу – и пусть они как хотят, так нас и воспринимают. Позже, когда мы познакомились с Сергеем Сорокиным, который нас продюсировал, название пришлось усовершенствовать, поскольку в то время мы хотели взять Москву за рога. Группа, как и я, восприняла смену вывески без энтузиазма. И тут откуда-то взялся наш знакомый, который предложил нам называться «Сам-Буками». Эта идея всех более или менее устроила: с одной стороны, мы остались «буками», а с другой – что-то добавилось. Вообще самбукой называется всем хорошо известный алкогольный напиток, поэтому мы решили, что теперь мы и вкусные, и опьяняющие.

- Как изменился состав группы с начала ее возникновения?

– Полностью. Через год после меня пришел наш нынешний барабанщик Александр Матыцин, а еще через пять лет к нам присоединились басист Роман Воробьев и гитарист Андрей Гуринов, позже сменилось несколько саксофонистов. Также сейчас с нами в группе играет скрипач Антон Жолондзь, однако на этом концерте мы его не задействуем, поскольку передо мной и так встал вопрос, о том какой материал давать оркестру. Вот материал скрипача я и отдал. Сам же в группе я отвечаю за гитару, вокал, тексты и музыку.

- Кто является главным вдохновителем и идейным лидером в коллективе?

– Вдохновителем, наверное, я. Мы все-таки играем то, что я пишу. И у меня к себе периодически возникают претензии по поводу того, что я не даю группе какого-то нового дыхания. В то же время любой участник может взять на себя инициативу в определенный момент.

«Человеку должно быть комфортно, чтобы он давал максимум»

- Как вы взаимодействуете с другими участниками группы? Есть ли между вами дружеские отношения за пределами сцены?

– Еще какие. Я вообще считаю, что без дружбы в этом вопросе никуда, потому что человеку должно быть комфортно для того, чтобы он давал максимум. Несколько лет назад к нам на встречу в Дом офицеров приезжал лидер группы «Мегаполис» Олег Нестеров. Тогда он сказал, что все лучшее делается играючи. Мне очень понравилась эта фраза, и я с ней абсолютно согласен. А играючи может быть только тогда, когда тебе максимально комфортно. И, конечно, мы встречаемся друг с другом за пределами музыкального пространства. Даже некоторые наши дети общаются между собой. Периодически вместе ездим отдыхать на море.

- Вы называете стиль вашей музыки как интеллектуальный поп-рок. Расскажите о нем поподробнее.

– Тот же самый Олег Нестеров говорил, что рассказывать о музыке – очень неблагодарное занятие. Лучше слушать музыку, чем слушать о ней. С помощью Сергея Сорокина мы нашли этот термин, который более или менее дает понять какие песни мы исполняем. Наверное, такая характеристика нам вполне подходит, поскольку мы стараемся, чтобы какой-то интеллект хотя бы минимально присутствовал и в наших текстах, и в гармониях, и в создании партий. Нам не слишком интересно, когда все гармонические и аранжировочные ходы взяты с поверхности и просматриваются далеко вперед. Ну а поп-рок, потому что мы не та группа, которая уперлась в один стиль, и все песни похожи друг на друга. У нас есть такие композиции, по которым в нас очень трудно распознать рок-группу.

- Какие музыкальные направления или исполнители оказали наибольшее влияние на ваше творчество?

– Лично у меня в жизни было три больших любви. Это Владимир Высоцкий, группа «Кино» с Виктором Цоем и группа «Queen». Все они были для меня на первом месте на разных этапах моей жизни. Самой первой мотивацией для меня было писать, как Высоцкий. Дальше возникла мотивация делать такую же ведущую за собой музыку, как у Виктора Цоя. Уже потом, слушая группу «Queen», я впитал тягу к неожиданным ходам в композициях. К таким, чтобы будто слушателя берешь за ручку, он думает, что сейчас пойдем вперед, а ты его – оп! – и разворачиваешь на 180 градусов, а потом еще раз и еще, и это превращается в такой аттракцион, от которого захватывает дух.

«Если кто-то защищает не совсем адекватную идею, он оказывается в меньшинстве»

- Расскажите о процессе создания новой песни. Как часто у вас проходят совместные встречи для написания и репетиции?

– Чем старше мы становимся, тем реже пишем и репетируем. Песни создаются каждый раз по-разному. Чаще всего на ум приходит какой-то музыкальный кусочек, и потом ты его, как зернышко, выращиваешь. Но не всегда происходит именно так. Однажды я сел и сразу запел целый куплет с припевом. Иногда же наоборот – сочинишь музыку на целую песню и думаешь – о чем она, что здесь за текст должен быть. Для меня первоочередной задачей становится соответствие музыки и текста в композиции.

- Были ли моменты, когда мнения участников группы расходились по поводу того, каким должен быть конечный результат композиции?

– Ну у нас с этим больших сложностей не бывает, как мне кажется. Может быть кто-то из участников группы со мной поспорит, но приблизительно мы все настроены на одну волну. Бывает иногда спорим, как решить тот или иной момент. В основном все очень просто решается – если кто-то защищает не совсем адекватную идею, то он оказывается в меньшинстве. И мы этого человека очень легко утягиваем на свою сторону. И меня так же очень легко с собой утащить.

- Какое выступление вам больше всего запомнилось?

– Мне в голову приходят два момента. Один это, когда нас к себе в Москву на фестиваль позвал основатель и главное лицо «А-Студио» Байгали Серкебаев. Тогда мы выступили перед публикой и получили очень хорошие отзывы. В зале находились жюри и всем хорошо известные люди, в частности, Александр Шоуа из группы «Непара». Вот среди всей этой компании было интересно потусоваться. Узнать, чем они дышат, как выглядят, как разговаривают. Также запомнился и другой момент. По-моему, это был год 2013, и у нас в группе два человека вылетели из состава. Тогда мы были заявлены на разогрев к группе «Мураками». Перед нами появился абсолютно необычный вариант – сыграть сет втроем. Мы были не готовы к этому ни по материалу, ни психологически. В итоге пришлось как-то энергетически взять себя в кулак и просто делать вид, что мы всегда так и выступаем. После отыгранного сета в Воронеже на следующий день мы поехали в Курск. Эти два концерта приятно вспомнить потому, что мы смогли с честью выбраться из экстремального положения.

«Хорошо, когда во время концерта на ум приходит шутка»

- Насколько для вас важен контакт с аудиторией? Есть ли у вас любимые способы взаимодействия с ней?

– Контакт с аудиторией для нас, конечно, важен. Хорошо, когда во время концерта на ум приходит удачная шутка. Обычно это все происходит в режиме импровизации прямо на сцене. В этот момент ты находишься немножечко не в рядовом, возбужденном состоянии. Из-за этого, выходя со сцены, я не всегда могу вспомнить, как взаимодействовал с публикой.

- 17 января вы выступаете в Воронежском концертном зале с симфоническим оркестром (6+). Расскажите об этом поподробнее. Был ли у вас подобный опыт выступления ранее?

– Да, у меня однажды случился такой опыт. Это был март 2020 года. Тогда я с этим же оркестром исполнил одну свою песню без группы. Этот концерт был такой сборной соляночкой, посвященной 8 марта. Я люблю вспоминать это событие как факт, но не очень люблю прослушивать ту запись, потому что инструментовку для концерта я делал второпях и многое создавалось вслепую. Можно было сделать лучше, но народу более или менее понравилось. Песня сама по себе хорошая, однако касательно инструментовки такой вот первый блин оказался не то чтобы комом, но явно далеко от совершенства.

- Какие композиции прозвучат для воронежцев? Будут ли исполняться новые песни?

– Да, я немного поиграю сам без группы с оркестром, и в этой части концерта будут две премьеры. Дальше будет выступать группа с песнями, хорошо известными тем людям, которые за нами следят.

Каждый концерт – отдельное событие

- Как вы подбираете репертуар для живых выступлений? Часто ли вносите изменения в сет-листы?

– Конечно. У нас каждый концерт – это отдельное событие. Каждый раз перед составлением сет-листа представляешь себе аудиторию, которая будет сидеть в зале. И каждый раз все по-разному. При составлении сет-листа наша главная забота - делать так, чтобы был баланс между веселыми и драматичными песнями.

- Как вы думаете, второй опыт выступления с симфоническим оркестром послужит для группы новой ступенью в ее творческом развитии?

– Я стараюсь на эту тему не думать. Концерт пройдет, а дальше посмотрим, какой эффект мы получим и как вообще народ воспримет. А слушатели в зале будут сидеть самые разные, вплоть до нашей институтской профессуры. Нам надо порадовать очень разных людей, начиная от тех, кто на музыке собаку съел, и заканчивая теми людьми, которые просто идут на концерт за восторгом. В свое время мне очень понравилось высказывание, по-моему, Агутина-старшего: «Ты думаешь люди идут на концерт твои гениальные песни слушать, а не тут-то было. Они идут за восторгом и им все равно от чего они этот восторг получат. От того, что ты красавчик, от того, что у тебя красивый голос или от того, как ты их завел – им главное восторг».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах