В Воронеже презентовали фильм о неутомимом исследователе и ценителе русского фольклора Александре Николаевиче Афанасьеве.
В XIX веке, продав свою библиотеку, ныне известный этнограф и литературовед довёл дело своей жизни до конца — выпустил три тома русских народных сказок. Как создавался сценарий и снимался фильм, рассказала режиссёр-постановщик картины и автор сценария, выпускница режиссёрского факультета киношколы А.Н. Митты в Москве Людмила Белозорова.
Любитель старины
«Безымянная звезда сказочника Афанасьева» (6+) — так называется художественно-публицистический фильм о знаменитом собирателе народных сказок Александре Афанасьеве, уроженце Воронежской губернии.
Премьера короткометражной картины с игровыми эпизодами и документальным повествованием состоялась 30 ноября в Специальной городской библиотеке искусств им. А. С. Пушкина.
По сюжету, по московской улице (это угол воронежской улицы Алексеевского, 12, где расположен знаменитый «Дом с совой») идёт местная торговка — бойкая женщина с корзиной. Она проходит мимо бедно одетого мальчика Яшки, который с жестяной коробочкой просит милостыню на улице. Вдруг из её корзины со снедью падает пирожок — мальчик хватает его и прижимает к груди. Женщина слышит звон жестяной коробки, оборачивается и решает, что её обокрали. Хватает полотенце из корзины и начинает хлестать им мальчугана. К счастью, сзади шёл Александр Афанасьев, который всё видел и заступился за ребёнка.
«Сударыня, что вы делаете? — возмутился мужчина. — Малец-то голодный, а вы руки распускаете, — пирожок из вашей корзины выпал сам, а он его подобрал, и не вор он вовсе. Я шёл следом и видел всё. Полицию звать не надо. Я заплачу вам за ваш пирожок. И если голодный мальчишка из бедной семьи съел один пирожок, то поверьте, вы сделали доброе дело, накормив его».
Торговка не унималась, но получив деньги, немного успокоилась: «Ладно, господин хороший. А пацану передайте. Ещё раз поймаю... Не прощу!»
Тем временем мальчишка уже вовсю уплетал злополучный пирожок.
«Не подведи меня, Яшка!» — спросив имя мальчонки, сказал Афанасьев.
«Ты, дяденька, может, забудешь про пирожок, а я твоё доброе сердце всегда помнить буду!» — сказал довольный мальчик и вприпрыжку убежал.
Это один из игровых моментов фильма, который создала режиссёр-постановщик и автор сценария Людмила Белозорова. По её замыслу, история с пирожком демонстрирует честность, бескорыстность и чувство справедливости главного героя.
К слову, родился собиратель сказок Александр Николаевич Афанасьев 11(23) июля 1826 года в г. Богучаре Воронежской губернии, где отец его служил уездным стряпчим. Отец высоко ценил образование и привил эту любовь детям. Александр окончил Воронежскую гимназию и юридический факультет Московского университета. Первые его литературоведческие статьи ещё в студенчестве были напечатаны в литературных журналах «Современник» и «Отечественные записки». После окончания университета Афанасьев поступил на службу в Московский главный архив министерства иностранных дел — стал начальником отделения, а вскоре — правителем дел комиссии печатания государственных грамот и договоров, состоящей при архиве.
Любитель старины Афанасьев часто приобретал в Москве старинные рукописи и книги на рынке у Сухаревской башни, из его находок получилась большая и ценная библиотека, в ней он черпал сведения об истории русской культуры. Надо отметить, что некоторые записанные им сказки имели неоднозначное содержание и подвергались императорской цензуре. Эти работы Александр Николаевич впоследствии отправил в Лондон Александру Герцену, который опубликовал их в альманахе «Полярная звезда». А Афанасьева уличили в связи с революционно настроенными литераторами и уволили из архива за политическую неблагонадёжность. С большим трудом собиратель сказок смог устроиться секретарём в московскую Думу, а затем в мировой суд. Несмотря на жалкое существование, он не бросил дело всей своей жизни — продолжал собирать сказки.
Кульминационным моментом фильма стала сцена приезда к Александру Афанасьеву книготорговца из Санкт-Петербурга, который за любой гонорар был готов купить право издания собранных им сказок.
«Сказки — это моя Душа, а она не продаётся», — твёрдо сказал Афанасьев книгоиздателю. Позже, продав свою библиотеку, Александр Афанасьев всё-таки издал три тома сказок. Умер он в бедности в 45 лет от чахотки.
Собирали по крупицам
«Главная заслуга Александра Афанасьева в том, что он записывал все сказки без искажений, — отмечает Людмила Белозорова. — Благодаря ему, нам известны „Колобок“, „Иван Царевич и Серый волк“, „Теремок“ и другие сказки. Я, как и Александр Николаевич, родилась в Богучаре и с детства была воспитана на русских сказках. Собирая факты о его жизни в архивах, я выяснила интересную деталь: родились мы на одной улице. Тогда она называлась Дворянская, когда я родилась — Театральная, а сейчас — это улица Шолохова, так как на ней находилась гимназия, в которой учился Михаил Шолохов».
«Я решила увековечить память земляка, сняв о нём фильм, — продолжает она. — И хотя у меня был режиссёрский опыт — я работала в школе учителем ИЗО и руководила детским школьным театром, но этого оказалось мало. Я поняла, что снимать кино — большое искусство и этому надо учиться. Поэтому поступила в киношколу А.Н. Митты в Москве и окончила его режиссёрский факультет. Короткометражный фильм „Безымянная звезда сказочника Афанасьева“ − мой дипломный проект. В написании сценария фильма большую помощь мне оказали сотрудники музея „Сказки и сказочники“, который находится при воронежском детском саде № 198, и в частности руководитель музея Светлана Журавлёва».
Людмила Белозорова признаётся: сведения о жизни сказочника собирались по крупицам, а о его личной жизни, жене и детях вообще не удалось найти никакой информации и поэтому пришлось прибегнуть к художественному вымыслу.
Вариант фильма на этапе препродакшн посмотрел Александр Наумович Митта (фильм снимали в январе 2020 г.- Ред.), он сказал: «Всё прекрасно, мне очень понравился типаж главного героя, но не хватает конфликта. Его нужно ввести, как я вас учил, для усиления смысла фильма».
Идея пришла сама собой. Так рассказывает об этом Людмила Белозорова: «Однажды, когда уже шли съёмки фильма, я поздним вечером возвращалась домой, шёл дождь со снегом, и вдруг мой взгляд коснулся памятника А.С. Пушкину, тень от которого падала на Театр оперы и балета. Вот, я и нашла конфликт! И мы отсняли разговор главного героя с тенью». Внутренний голос говорил ему: «Брось эти сказки, ты голодаешь, влачишь жалкое существование, займись чем-нибудь другим. Стань наконец-то обеспеченным». Такой внутриличностный конфликт часто испытывает каждый творческий человек. Но Афанасьев остался верен себе. Александр Наумович Митта, просмотрев этот эпизод сказал: «Даже не ожидал, что через этот конфликт ты покажешь главного действующего ге b21 роя. Гениально!» Похвала режиссёра таких известных фильмов как «Друг мой, Колька!», «Экипаж», «Как царь Пётр Арапа женил», «Граница. Таёжный роман» дорогого стоит«.
Теперь картину об Афанасьеве планируют показать на исторической родине сказочника — в Богучаре, а также в Боброве, где создан музей сказок А.Н. Афанасьева «Правда и кривда».
В тему
Актёров для фильма в основном искали среди знакомых, так как люди снимались бесплатно. А одну из центральных ролей фильма — роль Яшки, сыграл Коля Селезнёв, его кандидатуру Людмила Белозорова отобрала на кастинге в детской театральной студии Центра развития творчества детей и юношества Воронежа, в которой он тогда занимался. Исполнителем роли сказочника Афанасьева стал член Союза художников РФ Иван Грозный, роль книготорговца исполнил руководитель салона-типографии «Фортуна», режиссёр массовых праздников и представлений Александр Гончаров. А московскую торговку сыграла музыкальный руководитель театральной студии Центра развития творчества детей и юношества Марина Шабанова. Режиссёр фильма Людмила Белозорова уже много лет удачно совмещает творческую и научную деятельность. Она кандидат психологических наук, работает научным сотрудником в Воронежском институте развития образования им. Н.Ф. Бунакова.