Примерное время чтения: 8 минут
208

«Давали имена и брали на фронт». Мастер из Воронежа о любви к мишкам Тедди

Ольга Шмедова / Из личного архивa

Ольга Шмедова из Воронежа уже не один год создает свои авторские игрушки. Мастер специализируется на шитье мишек Тедди. В беседе с корреспондентом «АиФ-Воронеж» Ольга рассказала, чем вдохновляется и с какими трудностями ей приходится сталкиваться при работе.

«Медведь считается исконно-русской игрушкой»

Юлия Францова, корреспондент «АиФ-Воронеж»: Ольга, расскажите нам немного о себе – откуда вы, в какой семье выросли, занимались ли творчеством в детстве?

Ольга Шмедова: Я сама из Воронежа, но мои предки из Москвы. Дедушка был членом союза художников и получилось так, что уже с раннего детства я увлекалась рисованием. По выходным на даче у дедушки часто собирались художники и оперные артисты, и я всегда готовилась к их встрече – рисовала пейзажи, а затем ждала похвалы и одобрения. В саду у нас стоял рояль, и я под аккомпанемент дедушки, нарядившись в бабушкино платье, подпоясавшись и надев на шею жабо, исполняла романс «Пой, ласточка, пой». Все, конечно, аплодировали и улыбались, а я замирала от счастья. В школьное время я рисовала стенгазеты и участвовала в культурной жизни.

- Как началось ваше увлечение и любовь к мишкам?

- Однажды я увидела книгу Анастасии Изергиной, на обложке которой был мишка, сшитый по ее выкройке. В тот момент мне захотелось попробовать сделать такого же и прикоснуться к старине, ведь медведь считается исконно-русской игрушкой. Раньше фигурки этих зверей выпиливали из дерева, лепили из глины, отливали. Первых же мишек стали шить в начале XX века на базе разоренного женского монастыря в Хотькове. Делали их из байковой ткани и набивали соломой. После выхода книги Анастасии Изергиной «Производство мягкой игрушки» в 1937 году производство медведей в России стало массовым и людям они очень полюбились. В те годы в нашей стране такие мишки стоили очень дорого, на них копили деньги, давали им имена, сажали с собой за стол, шили и вязали им одежду, некоторые даже забирали на фронт и, конечно же, люди их очень любили и хранили.

Фото: Из личного архивa/ Ольга Шмедова

Первый мишка - для Маши

- Помните ли вы свою первую работу?

- Своего первого мишку я сшила в 1989 году. Он получился чудесным, но ко мне в гости зашла соседка с дочерью Машей, которой очень понравился мишутка. Уходя, она не желала с ним расставаться, и я подарила его девочке. Через некоторое время семья соседки переехала, и мы долго не виделись с ними и только спустя двадцать лет я встретила уже взрослую Машу. Она рассказала, что мишка, подаренный мной, еще жив и теперь это любимая игрушка ее дочери. Я очень удивилась и это меня вдохновило вновь начать шить мишек.

- Расскажите про сам процесс создания авторской игрушки и сколько времени, как правило, на это уходит?

- Сначала я делаю эскизный рисунок, потом уже разрабатываю выкройку, зачастую это самый трудоемкий этап. После чего создаю пробную версию из сходного по плотности материала. Последний же этап – создание самой игрушки. Для разработки выкройки необходимо вдохновение, поэтому эта часть работы может занимать много времени. Сколько уйдет времени на создание образа также сложно сказать. На шитье же обычно я трачу от шести до восьми дней при условии, что размер игрушки 24-26 см.

- Ольга, какая ваша самая любимая часть в процессе создания авторской игрушки и сталкиваетесь ли вы с трудностями? Если да, то какими?

- Самая любимая часть – оформление мордочки. Когда ты видишь живой взгляд хочется поскорее доделать игрушку. Очень интересно делать такие работы, когда создаю этих мишек я кружусь по комнате и думаю – какие хорошенькие! Самая же большая трудность – это муки творчества, когда что-то не получается, не идет.  

- Как вы подходите к выбору материалов?

- Для своих работ я использую только винтажный плюш на хлопковой основе, березовые опилки и шплинтовое крепление (крепежная деталь – прим. ред.). По сложившейся технологии искусственные материалы не используются. Однако сейчас плюш сложно найти. К большому сожалению, выпускать добротный плюш перестали еще в конце 80-х годов. Сейчас чаще всего приобретаю его на блошиных рынках. Когда бываю на выставках в других городах, обхожу «толкучки». Также часто брала плюш в Санкт-Петербурге на станции «Удельная», искала по объявлениям. Иногда при создании игрушки приходится красить его для получения нужного оттенка. С опилками же и шплинтами проблем нет.

- Кто-то помогает вам в процессе создания ваших работ?

- Практически всю работу я выполняю самостоятельно, начиная от выкройки до шитья, однако, муж помогает мне устанавливать в игрушку шплинты, которые используются для создания подвижных лапок у мишки. Также я периодически советуюсь с ним в процессе своей работы.

- Где вы работаете? У вас есть оборудованное рабочее место дома или же своя студия?

- Я работаю дома, где мое рабочее место – это большой стол. Но чаще всего мне нравится выкраивать на полу.

- Создание игрушек для вас – работа или же хобби?

- Я думаю, что в душе я до сих пор осталась ребенком, наверное, поэтому мне всегда хотелось работать с детьми. По специальности я педагог дошкольного образования и, развивая детское творчество, решила придумывать и шить мягкие игрушки. Поэтому создание авторских работ для меня – это удачное сочетание работы и хобби. Сейчас помимо этого я занимаюсь и вязанием игрушек. Эта техника позволяет создавать новые формы, которые недоступны при шитье.

«В Воронеже еще не привыкли к таким мишкам»

- Каких персонажей вы создаете в стиле Тедди, помимо мишек?

- У меня целый зоопарк – коты, собачки, лошадки, ослики, зайчики, крыски, слоники, кенгуру, лисички. Разработать выкройку можно для любого животного.

- Кто в основном приобретает ваши авторские работы?

- Чаще всего такие игрушки покупают коллекционеры. Также люди заказывают мои работы в качестве подарка или же родители берут для своих детей.

Фото: Из личного архивa/ Ольга Шмедова

- Вы говорили, что посещаете выставки, какие из них были самыми запоминающимися?

- Свои работы я представляю на выставках в Воронеже, Москве и Санкт-Петербурге. Однако, в родном городе люди еще не привыкли к таким мишкам, но смотрят на них с большим любопытством. В Воронеже можно отметить выставки «Дыхание весны» и «Кукольное поМишательство». В Москве – «Ладья» и «Визит Дамы», в Санкт-Петербурге была на «Время кукол» и «Teddy Fun».

- Откуда вы черпаете вдохновение и где берете идеи для создания своих работ?

- Не знаю, просто приходит желание создать игрушку с новым образом. Вообще меня очень вдохновляет наша русская история и народные традиции. Я думаю, что моим источником идей в основном являются сказки разных стран и народов мира. Реже я беру какие-то образы из кукольных мультфильмов.

- Ольга, что бы вы пожелали тем, кто находится только в начале своего творческого пути или же боится его начинать?

- Я бы пожелала не разочаровываться. На мой взгляд самый тяжелый удар по развитию своего творчества наносит разочарование в том, что и для кого ты делаешь. Поэтому не стоит останавливаться на начатом, а важно лишь идти вперед, несмотря на преграды.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах