Воронежская областная Дума приняла закон, устанавливающий систему муниципального управления на территории региона.
10 июня на 57 заседании регионального парламента сразу в двух чтениях был одобрен закон «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Воронежской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Воронежской области».
Необходимость его разработки была вызвана принятием Федерального закона от 20.03.2025 № 33-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» в рамках заключительного этапа реформы, заложенной конституционными изменениями 2020 года, когда в Основном законе закрепили понятие «единая система публичной власти».
Региональным законом регулируются отдельные вопросы, связанные с формированием, организацией и деятельностью органов местного самоуправления муниципальных образований на территории региона.
Один из важнейших моментов здесь – модель местного самоуправления. Федеральное законодательство предоставило регионам право самим определять его структуру, — будет ли она двухуровневой или одноуровневой.
Напомним, одноуровневая структура подразумевает, что все населенные пункты, входящие в состав городского или муниципального округа, не являются самостоятельными муниципальными образованиями, не имеют собственных бюджетов и органов местной власти. Вопросами местного самоуправления занимаются органы муниципального (городского) округа.
В свою очередь при двухуровневой модели в составе муниципального района (или внутри городских районов в составе городского округа) существуют городские и сельские поселения. У них есть собственный глава, администрация, представительный орган – сельсовет или горсовет, а также отдельный бюджет.
– В Воронежской области было решено сохранить двухуровневую систему организации местного самоуправления (городские округа, муниципальные округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения) с учетом социально-экономических и культурных особенностей региона, – отметил председатель Воронежской областной Думы Владимир Нетёсов. – Это позволит поддерживать традиционный сельский уклад, эффективно решать вопросы жизнедеятельности населенных пунктов, особенно небольших. Перед тем, как принять решение было организовано обсуждение, в том числе с представителями муниципальных образований, экспертами – подавляющее большинство высказалось за сохранение нынешней модели. Мы исходили из того, что местная власть ближе к людям, пользуется заслуженным авторитетом среди земляков и к ее представителям обращаются с самыми чувствительными вопросами. При этом они могут максимально оперативно доводить актуальную информацию до представителей исполнительных органов региона.
Также законом определены структура и наименование органов местного самоуправления, способы формирования местных советов, способы избрания глав муниципальных образований, срок их полномочий, дополнительные требования к кандидатам на должность главы муниципального образования (касается уровня их образования) и другие вопросы.
Принятым документом отдельно определен способ избрания Главы городского округа город Воронеж: он избирается городской Думой из числа кандидатов, представленных Губернатором Воронежской области. Законом также перечислено, кто вправе вносить предложения Губернатору области по кандидатуре на должность Главы – это политические партии, члены которых представлены в Государственной и областной думах, Совет муниципальных образований области, Общественная палата региона, Ассоциация «Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления».
Среди других заметных новшеств – предусмотрено, что при всех способах избрания глава муниципального образования одновременно возглавляет местную администрацию.