Примерное время чтения: 7 минут
8

На экскурсию – на ферму. О новом бизнесе, туризме и натуральных продуктах

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ-Черноземье 07/08/2024
Лавандовое поле полюбили фотографы и модели.
Лавандовое поле полюбили фотографы и модели. / Алина Комисаренко / Из личного архивa

Сельский туризм стремительно развивается. Жители разных регионов едут в глубинку посмотреть на фермы и ручное производство, насладиться тишиной и чистым воздухом, погладить коров и коз, попробовать «натуральные» продукты и, конечно, сфотографироваться на память.

Что для любознательных туристов в формате «одного дня» может предложить Воронежская область, выяснял «АиФ-Воронеж».

За салом мамонта

Село Костёнки Хохольского района известно тем, что здесь обнаружили стоянки древних людей и останки мамонтов. В честь знаменитого села воронежцы Сергей и Ольга Куцко выпустили свой фирменный сувенир — сало мамонта. На самом деле, сало, конечно, свиное, но приготовлено по особому семейному рецепту.

А ещё в селе Костёнки семья Куцко открыла семейный парк с ярким и запоминающимся названием «Лепота». Здесь этнодомик с колоритной русской печью и лежанкой, беседки, гамаки и ферма с добродушными козами, кроликами, кошками и собаками. Животные очень ласковые, их можно кормить и гладить. Ответственная за животных — дочка Сергея и Ольги Василиса.

Туристов привлекают в основном традиционными праздниками. Например, основательно готовятся к масленичной неделе с хороводами, мастер-классами и сжиганием чучела. Угощают гостей самыми настоящими деревенскими блюдами — борщом, варениками, квашеной капустой, домашними соленьями. В этот период на подворье каждый день приезжает несколько десятков туристов.

Раньше Сергей и Ольга занимались в Воронеже производством сувенирной продукции из дерева, но затем решили купить старый домик в селе, организовать там ферму и принимать гостей.

«Как-то мы приехали в Костёнки, сходили в музей и поняли, что здесь мало мест для развлечений. Решили создать что-то интересное для детей и взрослых. Недалеко от музея продавался заросший участок с несколькими строениями. Выглядел он эпично! И это нам понравилось. Но на самом деле мы и представить не могли, как много времени займёт облагораживание территории… Делали всё своими силами», – рассказала Ольга Куцко.

Как во Франции

Лавандовое поле, ставшее уже туристической достопримечательностью региона, пять лет назад создала в селе Кочетовка Хохольского района жительница Воронежа Алина Комисаренко. Здесь на одном гектаре красуются 5,5 тыс. сине-фиолетовых кустов лаванды, которые вручную высаживала вся семья.

«Дело было так. В Хохольском районе у нас пасека. И на своём участке мы решили посадить медоносные культуры. Хотели остановиться на многолетнике, так как не было техники сеять что-то каждый год. А тут в Интернете попалась картинка лавандового поля. Красиво! Идея туристического направления пришла потом, когда увидели первый интерес», – рассказала Алина.

Лавандовое поле вскоре привлекло фотографов и стало востребованной локацией для фотосессий их моделей. Затем Алина стала проводить на ферме экскурсии для организованных групп. Она рассказывает гостям, как выращивается лаванда, как срезается на переработку, как на её основе делают эфирное масло и гидролат, которые используются в косметических целях. Посетителям предлагают попробовать особый лавандовый мёд, лимонад и чай.

Кстати, родиной лаванды считается Средиземноморье, она – символ французской провинции Прованс. Растение предпочитает бедные песчаные почвы, камни, а в Хохольском районе – чернозём, что немного усложняет её выращивание. Тем не менее фермерам удалось вырастить прекрасные кусты лаванды сорта «Синева» – они достигают одного метра в диаметре и имеют повышенное содержание масла.

«Важно, чтобы не было застоя воды в почве, чтобы участок был сухой. Так как у нас чернозём, мы чаще пропалываем кусты, тем самым даём больше доступа воздуха к корням. Если стоят сильные морозы, а снега нет, применяем укрывной материал. Чтобы увидеть полноценое цветение, нужно три года при отличной зимовке и погоде. Но, в целом, растение это неприхотливое», – поделилась Алина.

Наша легенда

Уроженец Лискинского района Сергей Жемчужников для приёма туристов решил оттолкнуться от легенды о Кудеяре, который известен в преданиях Воронежской губернии как брат Ивана Грозного, разбойник и сборщик податей, который однажды, собрав богатую дань, не вернулся к хану, а женился и осел на воронежских землях. Неизвестно, как именно закончилась жизнь этого легендарного человека, но о несметных сокровищах, которые он спрятал с помощью колдовства, сложены легенды.

Свой «Кудеяров Стан» Сергей Жемчужников основал в 50 км от Воронежа на исчезающей речке Хворостань в Каширском районе. На подворье пасутся ослики, верблюды Дуська и Кузя, содержатся кролики, декоративные куры, фазаны и павлины. Животных можно кормить и фотографировать. Поблизости расположены древние курганы и бобровые плотины.

«По трассе в Воронеж на указателях можно увидеть узбекские и казахские названия. А про своё родное русское, героическое мы, видимо, стали забывать. Однажды мне попались сведения о Кудеярхане, что это местный Робин Гуд, который родился в XV веке. При строительстве базы отдыха я решил поддерживать стиль того времени. Сейчас провожу разные интерактивные программы, как «Поиск клада Кудеяра». Есть идеи поставить крепость, посадить лес», – рассказал Сергей Жемчужников.

На экскурсии в Воронежскую область теперь приглашают туристов и некоторые крупные предприятия, например, фермы с коровами и козами, чтобы показать, как содержатся животные, как проходит дойка или приготовление сыра, а агрохозяйства показывают, как выращивается клубника или вино­град. Главное – создать у гостей массу положительных эмоций. Добавим, что такое туристическое направление получило развитие лишь в последние пять лет. И говорят, это только начало…

Интересно практически всё!

Виталий Иванищев, руководитель проекта по туристическим экскурсиям «VRNGID»:

– Мы ездим на фермы, которые выращивают клубнику, осетров, лобстеров. Любое производство, даже, казалось бы, самое скучное, привлекает много народу. Людям интересно практически всё!

К проблемам можно отнести отсутствие дорог, мобильной связи, нормальных туалетов, доступного общепита, а также неприспособленность предприятий для приёма туристов.

Сейчас туризм на предприятии – это не просто одно из направлений, которое приносит деньги, сегодня это основное направление сбыта. Значительная часть продукции продается во время экскурсий либо после посещения люди приезжают специально за продукцией. Так что потенциал огромный!

Это поняли и крупные производители. Так, предприятие «Эконива», например, построило новый животноводческий комплекс с акцентом на приём туристов. «Лискимонтажконструкция», которое делает металлические трубы, оборудовало новый цех эстакадой для проведения экскурсий. Несколько раз народ с удовольствием также побывал на заводе «ЖБИ-2», где делают железобетонные конструкции.

Важные составляющие экскурсии – не только увидеть интересное место, но и сделать фотоконтент для соцсетей, а также попробовать что-то вкусное и не­обычное. Например, наши экскурсии на осетровую ферму продавались слабо, но как только там стали кормить шашлыком, народ попёр!

В тему

Воронежские предприниматели смогут получить от трёх до 10 млн рублей на развитие сельского туризма, сообщает Минсельхоз России.

На грант могут претендовать организации и индивидуальные предприниматели, в пользовании которых не менее пяти лет находится земельный участок, на котором планируют развивать сельский туризм. Получая грант, фермер обязуется увеличить реализацию сельхозпродукции за счёт привлечения туристов на объект. При этом выручка от туристических услуг не должна превышать доход от реализации сельхозпродукции.

Фото: АиФ
Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах