Аргументы и Факты
vrn.aif.ru
16+
Воронеж
Аргументы и Факты
vrn.aif.ru
16+
Воронеж
Примерное время чтения: 13 минут
120

Место силы. Как сделать Воронеж городом, в котором хочется жить?

Кирилл Нестеров / АиФ

Что такое центр города, в чём его преимущества и недостатки для разных слоёв жителей? Можно ли добиться того, чтобы новые микрорайоны стали точкой притяжения для горожан? Как найти баланс между своими и чужими, когда последние увеличивают нагрузку на инфраструктуру?

Эти и другие вопросы на площадке Воронежского Дома журналистов обсудили активисты-общественники, представители законодательной власти, девелоперы и застройщики. И хотя тема круглого стола была заявлена как «Новые центры большого города», разговор получился гораздо шире и дошёл «до самых до окраин» – а смогут ли эти самые окраины когда-нибудь составить конкуренцию центру?

Вобрали всю суть

«Что такое центр города? – взял слово депутат Воронежской гордумы Константин Ашифин. – Это, прежде всего, сосредоточение определённой инфраструктуры – культурной, социальной, транспортной, управленческой. Это также памятники, зелёные зоны, ключевые объекты. В недавно принятом генплане была определена стратегия развития Воронежа как компактного города, который должен оставаться в своих границах, а не разрастаться вширь. Конечно, это не совсем согласовывается с тем, что, когда была задача сделать Воронеж городом-миллионником, к нему присоединили ряд пригородов – и за 20, и за 30 и за 40 км.  Но, тем не менее, концепция сформирована, и мы живём в этой парадигме. А система компактного города подразумевает наличие ярко выраженных центров и окраин».

Депутат Воронежской гордумы Константин Ашифин
Депутат Воронежской гордумы Константин Ашифин Фото: Воронежский дом журналистов

«Центры города в разные периоды меняются, – высказала своё мнение социолог градостроительства, эксперт в сфере городских коммуникаций и участница сообщества «Девичок» Мария Солосина. – То есть если мы посмотрим на более чем 300-летнюю историю Воронежа, то сначала увидим центр вокруг крепости, потом там, где шло создание флота, дальше он продолжает мигрировать, у него появляются разные функции, например, в районе Акатова и Покровского девичьего монастырей возникает свой духовный центр. В конце XIX – начале XX веков мы видим развитие индустриализации, и центр перемещается туда, где есть заводы. То есть центр города – это ещё и сосредоточение какой-то ключевой функции, которая на данный период городской жизни самая важная.

Мало того – с развитием разных районов и появлением в них новых объектов, вполне могут возникать и какие-то новые альтернативные центры».

Социолог градостроительства, эксперт в сфере городских коммуникаций и участница сообщества «Девичок» Мария Солосина
Социолог градостроительства, эксперт в сфере городских коммуникаций и участница сообщества «Девичок» Мария Солосина Фото: Воронежский дом журналистов

«Для нас при этом очень важен вопрос идентичности: кто мы, что мы, откуда мы, – считает директор ООО СЗ «КомфортСтрой» Александр Бражник. – Центр – это и есть то место, которое определяет нашу идентичность. Например, когда мы строим что-то на окраине, мы говорим: 10 минут до центра, то есть 10 минут до наших корней, до всей нашей сути. Сейчас всё развивается вокруг больших агломераций. Малые города в существующей реальности, к сожалению, не способны противостоять этим трендам, все процессы выстраиваются вокруг укрупнения. Взять новую Москву. Но что это такое? Уберите старую Москву – и Москвы не будет, будет просто большое количество жилья. То есть центры – это место нашей силы, они развиваются веками, вбирают в себя все эпохи, всю суть, эволюционируют и показывают свою состоятельность. И нам очень важно понять, куда дальше будет развиваться город? А он развивается на периферию. В чём стратегия этого развития, и как её видят отдельные люди? Мы, застройщики, не зря участвуем в дискуссиях, чтобы понимать, что делать».

Директор ООО СЗ «КомфортСтрой» Александр Бражник
Директор ООО СЗ «КомфортСтрой» Александр Бражник Фото: Воронежский дом журналистов

«Что для меня центр города? Это место, где мне не хочется садиться на общественный транспорт, и где я хожу пешком, – добавила руководитель проектного бюро ПРОБЕЛ Екатерина Белоус. – Для Воронежа его границы доходят до Заставы, Работницы, Цирка и, наверное, набережной и дамбы. Это достаточно большая часть, не думаю, что она разрастётся дальше, потому что таких точек притяжения уже нет».

На что рассчитывать?

«Удивительно, но история знает города, где центры переместились и стали тихой окраиной – как в городе Павловске, например, – заметил Константин Ашифин. – Исторический центр стал пустынным, а вся жизнь ушла в новый выросший район. Вся активность, торговля теперь там. И это не единственный пример».

Свой пример влияния новых объектов на городскую среду привёл и руководитель проектов ВОПОО «Наш Регион» Илья Бейлин.

«Обратите внимание, когда к нам из Тарту переехал Юрьевский университет, он долго встраивался в городскую жизнь, – напомнил он. – Где в 1913 году вблизи Воронежа были университеты? В Москве да Харькове. И появление у нас учебного заведения такого уровня стало «золотым гвоздём», который придал импульс и сделал возможным генерировать поколения людей, которые проходят через университет, а значит появляется особая культура».

Руководитель проектов ВОПОО «Наш Регион» Илья Бейлин
Руководитель проектов ВОПОО «Наш Регион» Илья Бейлин Фото: Воронежский дом журналистов

А можно ли специально взять и создать новый центр, чтобы придать городу новое развитие?

«Думаю, в плане дублёра основного центра ничего не получится, – высказалась, отвечая на вопрос, Екатерина Белоус. – А тематические центры могут быть разбросаны по всей территории города. Также нужны локальные или какие-то функциональные центры. Ведь есть потребности жителей, которые должны закрываться в их районах. Зачем, скажем, ехать куда-то в кино или на секцию, когда всё это должно быть поблизости?»

Руководитель проектного бюро Екатерина Белоус
Руководитель проектного бюро ПРОБЕЛ Екатерина Белоус Фото: Воронежский дом журналистов

«Сейчас ведущий тренд – это концепция типа 15-минутного города, то есть города, в котором в радиусе 15-минутной пешей доступности можно удовлетворить все свои основные потребности, – поддержал эту точку зрения Александр Бражник. – То есть мы укрупняемся настолько, и жизнь ускоряется настолько, что нам необходимо иметь всё в шаговой доступности. Нам также нужно нести культурную и идеологическую составляющую, строить культурные объекты. Это вопрос той идентичности и тех самых скреп, которые нельзя свести к наличию одного театра на площади Ленина.  15-минутный город – это современная концепция, говорящая о том, что человек хочет жить в данной агломерации, в основном удовлетворяя все свои потребности. И мы, на этой территории закладывая инфраструктуру, создаём те самые возможности».

«У нас сейчас развиваются программы КРТ – комплексного развития территорий, – заметил Константин Ашифин. – Сегодня просто налепить коробок – уже вчерашний день. При этом в городе достаточно примеров, когда территории застраивались без учёта инфраструктуры. Пример – микрорайоны Шилово, Электроника, Процессор…  Благо, время тех застройщиков, которые просто строили дома, уходит. Если ты не будешь становиться девелопером, не будешь реализовывать проекты КТР, ты так и останешься на уровне подрядчика, которого нанимают девелоперы».

«Каждый проект должен решать свою задачу в рамках городской территории, – развил тему Александр Бражник. – Если мы не будем создавать жилых комплексов, наделённых цифровыми форматами управления, то очень скоро столкнёмся с проблемой – у нас уже сегодня на «складе» есть пара миллионов квадратных метров жилья, которое архаично. Нам надо знать, как мы будет жить, чем заниматься, что будет востребовано, какие технологии появятся завтра? Нужно создавать пространства, в рамках которых мы сможем иметь возможность развития».

«Да, мы живём в интересное время, – считает директор по управлению производством проектного департамента компании «ВЫБОР» Денис Юршин. – Мы должны знать, что будет интересовать молодых людей. Ведь, безусловно, они будут формировать рынок. Их окружает огромное количество технологий, и к обычной инфраструктуре добавляются новые функции – умный дом, новые системы, классовость жилья, когда молодой человек сначала покупает жильё эконом, а потом комфорт-класса, и т.д. Мы должны рассчитывать на это поколение».

Директор по управлению производством проектного департамента компании «ВЫБОР» Денис Юршин
Директор по управлению производством проектного департамента компании «ВЫБОР» Денис Юршин Фото: Воронежский дом журналистов

Конфликт интересов

 «Важная история – диалог на этапе проектирования, иначе мы столкнёмся с новыми районами маргинальной застройки, а таких в городе и так хватает, – заметила Мария Солосина. – Но места, где мы могли бы обсудить – а как надо, у нас просто нет. Мне, кажется, в этом проблема. Вызов для города – как выстраивать коммуникацию по поводу развития города. Когда мы начали заниматься Девичком, мы поняли, что ни воронежцы, ни гости города о нём практически ничего не знают. И если мы ищем смыслы и формирования духовных центров города, то про это надо говорить. Это историческое наследие должно стать частью нашего культурного кода».

Ещё одной немаловажной проблемой, которую подняли спикеры, стала доступность общественных пространств – как быть, если на общественную территорию какого-то района претендует чуть не весь город, как, например, это случилось с парком Дельфин?

«Брать и закрывать территории от города – неправильно, – поделился мнением Александр Бражник. – Не для того город развивается, чтобы закрываться. Просто общественных пространств не так много, и их нужно активней создавать».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах