Нехватка кадров превратилась в глобальную проблему отечественной экономики. По данным Росстата, в сентябре безработица составила всего 3%, а это значит, что все специалисты уже разобраны.
Страна скатывается в демографическую яму, и с каждым годом дефицит работников будет только расти. Не удивительно, что крупнейшие российские корпорации уже включились в жёсткую конкурентную борьбу за кадры. Например, госкорпорация «Росатом», осознавая серьёзность ситуации, планирует радикально увеличить подготовку специалистов по нужным направлениям. Так, уже в этом году в нашем регионе появился новый вуз – Нововоронежский политехнический институт. Одновременно развивается Учебно-тренировочный пункт АЭС, где подтверждают и повышают квалификацию работники отечественных и зарубежных атомных станций.
«Идеальный шторм»
На рынке труда – «идеальный шторм». В одной точке сошлись сразу несколько факторов: демографический кризис – рожают немногочисленные дети 90-х, правнуки ветеранов Великой Отечественной войны, – СВО, релокация и падение курса рубля – мигрантам из Средней Азии больше нет смысла ехать в Россию, они предпочитают ей Южную Корею, Саудовскую Аравию, Объединённые Арабские Эмираты и другие страны.
Работодатели и чиновники могут жаловаться сколько угодно, но виноваты, прежде всего, они сами. Ведь в большинстве отраслей эффективность труда у нас в разы ниже западных стандартов.
При этом написанные много лет назад планы создать миллионы высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест так и остались на бумаге.
При том что средние зарплаты в последние годы росли, доля оплаты труда в ВВП, по данным Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, сократилась с 48% в 2017-м до 39% в 2022 году. А это значит, что работникам всё сильнее недоплачивают за их труд.
Сначала был техникум
Очевидно, что конкуренцию за кадры выиграет тот, кто начнёт работать по-другому, наращивая эффективность труда и воплощая в жизнь масштабные образовательные проекты. Например, в этом году в нашей области стало на один по-настоящему востребованный вуз больше: заработал Нововоронежский политехнический институт.
Впрочем, само учебное заведение выпускало специалистов ещё с 1958 года: сначала – как энергетический техникум, потом – как политехнический колледж. А в 2009 году образовательная организация стала филиалом Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».
Начать подготовку инженеров позволило открытие кафедры «Технология водо-водяных энергетических реакторов в АЭС», которую возглавил директор Нововоронежской станции Владимир Поваров. В феврале колледж был реорганизован в институт. А уже в сентябре к освоению специальности «Ядерная энергетика и теплофизика» приступили первые 15 студентов-очников.
– Потребность в таких кадрах огромная и будет только расти, – считает Владимир Поваров. – Все ребята, которые выбирают эту профессию, могут быть спокойны, они всегда найдут себе работу.
И это только начало. Уже в следующем году планируется открыть ещё две специальности: «Электроэнергетика и электротехника» и «Управление в технических системах».
Впрочем, квалифицированные рабочие сегодня востребованы едва ли не больше инженеров. Так что институт продолжит готовить и профессионалов со средним образованием. Причём в перечне не только уже привычные «атомные» специальности, есть даже такое новое направление как «Дефектоскопист». Кстати, эта профессия уникальна: больше дефектоскопистов не готовят практически нигде. А ведь эти специалисты – сродни врачам: ищут дефекты материалов и конструкций, оценивая опасность и вероятность неполадок.
Всего в институте сегодня учатся 500 человек. Образование не ограничено сухой теорией, а максимально приближено к практике. Специальные дисциплины здесь читают действующие сотрудники Нововоронежской АЭС, они же принимают экзамены, руководят курсовыми и дипломными проектами, разрабатывают учебные пособия. Ведь станция сама по себе ещё и солидное научное учреждение: здесь работают два доктора и 18 кандидатов технических наук.
К услугам студентов – обширная библиотека и современное оборудование, а ещё они занимаются в спортивных комплексах, которые в последние годы активно строятся в Нововоронеже. Впрочем, скоро у института появится собственная спортивная площадка..
– В планах — открыть центр компетенций, где мы сможем со школьной скамьи ориентировать молодёжь на те профессии, которые будут в ближайшее время востребованы на рынке труда, – рассказала руководитель Нововоронежского политехнического института Елена Булатова.
Аварии – только на тренажёре
Однако защитой диплома подготовка атомщика не заканчивается – он продолжает учиться всю жизнь. В 1987 году, вскоре после чернобыльской катастрофы, на Нововоронежской АЭС был организован учебно-тренировочный пункт, где поддерживают квалификацию сотрудники и, прежде всего, оперативный персонал – люди, которые управляют технологическим процессом на станции.
Здесь собраны самые разные тренажёры, и в том числе – тренажёр блочного пункта управления энергоблоков ВВЭР-1200: именно к этой категории относятся новейшие шестой и седьмой блоки Нововоронежской АЭС.
Блочный пункт управления (БПУ) – «мозг» и «главный штаб» электростанции: операторы следят за всеми процессами и регулируют их. Они – элита коллектива атомной электростанции. Чтобы получить право управлять ядерным реактором, атомщику необходимо иметь соответствующее образование, пройти подготовку по нижестоящим должностям, а это около двух лет, проявить себя высококлассным инженером, пройти порядка 450 часов теории, 350 часов стажировки, 200 часов практики на тренажёрах, сдать экзамены и получить лицензию Ростехнадзора.
Но и после этого тренировки продолжаются. Ведь, пожалуй, самый важный навык смены БПУ – это умение быстро, слаженно и грамотно реагировать на нештатные ситуации. К счастью, они случаются крайне редко, а некоторые возможны только теоретически. Поэтому отработать необходимые действия можно только на тренажёре.
– Мы имитируем на тренажёре все ситуации, даже те, которые не могут случиться в реальной жизни, – рассказал заместитель главного инженера по подготовке персонала – начальник Учебно-тренировочного пункта НВ АЭС Владимир Потанин. – Эти навыки помогают персоналу безопасно и надёжно эксплуатировать оборудование. Это как с машиной: вы не можете сесть и поехать, не обучившись. Сначала нужно персонал научить, а уж потом пускать на «железо», доверять работу со сложной техникой и оборудованием.
На УТП сотрудники учатся и работе в зоне контролируемого доступа. Каждый, кто туда заходит, должен сначала надеть спецодежду, а после выхода – раздеться, принять душ и в специальной установке проверить, не осталось ли на теле и одежде радиоактивных частиц.
Чтобы ориентироваться на территории станции, тоже нужны навыки – их позволяет получить устройство виртуальной реальности. В отдельной комнате сотрудник надевает очки и совершает путешествие по той или иной части АЭС, и это не фантастика.
Кстати, атомщиков, которые прошли подготовку на нововоронежском УТП, сегодня можно встретить в самых разных точках страны и мира. За 36 лет работы учебно-тренировочный пункт подготовил больше 30 тыс. специалистов для российских и зарубежных АЭС.