Новые технологии помогают эффективнее справляться с коммунальными проблемами: так, электронные сервисы позволяют государственной жилищной инспекции быстрее реагировать на обращения граждан и эффективнее контролировать работу управляющих компаний. Уже скоро, чтобы наказать или поторопить нерадивых коммунальщиков, будет достаточно отправить сообщение со своего мобильного телефона.
Результат за три дня
За девять месяцев 2020 года в ГЖИ Воронежской области поступило около 11,5 тысяч обращений граждан, из которых почти пять тысяч направлены в электронном виде: через систему ГИС ЖКХ, с помощью личного кабинета на официальном сайте ГЖИ или по электронной почте. Правда, стоит отметить, что такие обращения могут служить основанием для контрольно-надзорных мероприятий только при условии, что они были направлены через госуслуги.
С апреля произошли существенные изменения в работе контрольно-надзорных органов. До конца 2020 года внеплановые выездные или документарные проверки проводятся только по согласованию с органами прокуратуры в случае наличия фактов или угроз вреда жизни граждан. Таким образом, своевременное создание и внедрение жилищной инспекцией системы оперативного реагирования на обращения граждан (СОПР) в условиях сложившейся неблагоприятной эпидемиологической ситуации стало единственной возможностью решить проблемы заявителей.
Кроме того, что СОПР способствует снижению рисков распространения инфекции и сохранения здоровья граждан, система также снижает административное давление за счёт уменьшения количества проверок и административных штрафов – это важно для выживания бизнеса во время кризиса.
На сегодняшний день в СОПР личные кабинеты имеют 149 УК и 16 ТСЖ, в том числе 25 членов Ассоциации управляющих организаций ЖКХ области, 22 фирмы из группы компаний «ПИК-Комфорт», 57 управляющих организаций из муниципальных районов Воронежской области.
Десятки управляющих компаний и ТСЖ поддержали инициативу инспекции о внедрении СОПР и добровольно заключили с ГЖИ соглашения о работе в системе. В управлении этих организаций находятся 6026 домов или 89% от общего количества многоэтажек.
Благодаря СОПР время рассмотрения обращений граждан сократилось с 30 до 10 дней. Кроме того, повысилось качество и скорость работы самих управляющих организаций. Специалисты УК, ответственные за работу в СОПР стабильно наполняют личные кабинеты подтверждениями об устранении нарушений. Как правило, это подписанные гражданами акты о выполнении работ, гарантийные письма и фотоматериалы.
Сейчас СОПР позволяет жилищной инспекции рассматривать обращения по 26 тематикам, в том числе о содержании придомовой территории, кровли, лифтов, чердаков, фасадов, подвалов, подъездов, систем горячего и холодного водоснабжения, отопления, вентиляции, балконов, общедомовых счётчиков, следить за вывозом ТКО.
Кроме того, в СОПР обрабатываются обращения по вопросам начисления платы за коммунальные услуги и ресурсы, жалобы на отсутствие ответа от УК или ТСЖ.
Например, УК Советского района выполнила текущий ремонт шиферной кровли многоквартирного дома № 9 по ул. Мосина г. Воронежа. УК Мастер заменило арматуру на трубопроводе системы ХВС в квартире гражданина, обратившего в ГЖИ. УК РайДез ЖКХ Железнодорожного района очистила подвальное помещение жилого дома № 1А по ул. Минская от крупногабаритного мусора, оставленного там жильцами.
УК РЭК № 22 во дворе дома № 9 по ул. Генерала Перхоровича опилила кроны трёх тополей и ясеня. УК Центрального района восстановила воронку водосточной системы в доме № 4 по ул. Комиссаржевской, а фирма «ГРИН ПАРК» установила исправные светильники на всех этажах дома № 259/13 по ул. 45 Стрелковой Дивизии.
Благодаря СОПР все эти работы были выполнены управляющими организациями в трёхдневный срок.
Прозрачность и мобильность
В 2020 году предусмотрена разработка мобильного приложения системы и создание в ней раздела «Электронный инспектор». Это оптимизирует рассмотрение обращений граждан по вопросам начисления платы за жилищно-коммунальные услуги и исключит ошибки, связанные с человеческим фактором - расчёты будут проводиться автоматически. Мобильное приложение будет передавать видеозаписи, фотографии данные о местоположении, дате и времени.
ГЖИ проводит внеплановые выездные проверки с применением переносного автоматизированного рабочего места (АРМ) - ноутбука и мобильного принтера. Это позволяет оформлять результаты «на месте» и вручать представителям управляющих организаций их экземпляры документов: актов, предписаний, протоколов об административных правонарушениях.
Кроме того, планируется также обеспечить жилищных инспекторов портативными видеорегистраторами для фиксации нарушений. Это даст возможность подгружать видеозаписи в автоматизированную информационную систему ГЖИ и использовать их не только в качестве доказательств в судах, но и для прозрачности действий инспекторского состава.