209

От аварии до аварии. Чего ждать воронежцам от нового отопительного сезона?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 38. АиФ-Черноземье 22/09/2021
Старые дома послевоенной постройки содержат за счёт других многоэтажек.
Старые дома послевоенной постройки содержат за счёт других многоэтажек. / Юрий Голубь / АиФ

Каждый год начало отопительного сезона сопровождается множеством коммунальных аварий и жалобами жителей на холод или нестерпимую жару в квартирах.

Почему тарифы растут, а качество услуг ЖКХ становится всё хуже? И что каждый из нас может сделать для перемены к лучшему? Об этом наш разговор с председателем Общественного совета по ЖКХ при мэре Воронежа Ларисой Тулиновой.

Где тонко, там рвётся

Юрий Голубь, «АиФ-Воронеж»: Лариса Фёдоровна, кажется, что с каждым годом коммунальные аварии происходят всё чаще. Почему?

Лариса Тулинова: Коммунальных ЧП, действительно, стало очень много. Я с содроганием жду отопительный сезон. В прошлом году на изношенных сетях «Воронежтеплосети», которые взяла в концессию «Квадра», шли авария за аварией.

Всё больше новых домов – их, как правило, сажают на старые сети. С отоплением ещё не так плохо – часто для каждого дома строится своя крышная котельная. Но трубы водоснабжения и канализации не выдерживают. Раньше канализация засорялась только тряпками, а сейчас люди, не думая, бросают в унитазы всё подряд. А ведь трубы и так забиты. Нагрузка на сеть гораздо больше, чем, скажем, полвека назад. Постоянно затапливаются подвалы – это страшно.

На первых этажах ещё недавно не было столько нежилых помещений. Магазины, парикмахерские, кафе делают любые перепланировки, врезаются в сети. В результате страдают жильцы. Часто даже в новых домах нет давления – верхние этажи сидят без воды. Если проблема внутри дома, виновата управляющая компания, если на вводе – «ресурсник».

Например, в доме № 8 по ул. Шишкова десять месяцев были перебои с холодной водой. Оказалось, что после устранения аварии на участке водоканала в Коминтерновском районе открыли только одну задвижку из двух – не учли, что в доме нет повышающих насосов.

 – Но ведь тарифы всё выше из-за концессионных соглашений «Квадры» и «РВК-Воронеж». А там прописано, что процент аварийности должен снижаться. Получается, горожан обманывают?

 – По всей России тарифы растут, а качество услуг падает. И ведь дело не только в авариях – идёт грязная вода, особенно на Левом берегу. А «РВК-Воронеж» даже не отвечает на прямые письменные обращения жителей. Хотя там должны были представлять, какое именно хозяйство берут в концессию. Да, компания намерена заработать, но ведь она и сети обязана восстановить.

Так что пока улучшения, действительно, нет. Они отчитываются, что меняют километры трубопровода, но сети постоянно рвутся, особенно в Северном районе, который активно застраивается.

За себя и того дедушку

 – Так что же с отопительным сезоном? Этим летом в мэрии предупреждали, что он под угрозой срыва из-за нерасторопности УК компании «ПИК-комфорт». Как обстоит дело сейчас?

 – «ПИК-комфорт» отчитывается, что у большинства домов уже есть паспорта готовности. «Квадра» их просто так не подписывает, она серьёзно проверяет дома. В этом году она активно меняла трубы, ремонтировала котельные – готовилась к зиме. Результат будет понятен, когда начнут топить. Можно и хорошо готовиться, но ведь никто не знает, где случится авария. Не дай бог повторится то, что было в прошлом году. Я не спала до декабря – жители звонили наперебой, просили о помощи.

При этом у нас же хотят, чтобы и тариф был низкий, и дом обслуживался, как положено. Моё мнение – в каждом доме должно быть ТСЖ: тогда будет и свой дворник, и своя уборщица, и всё остальное. А УК пусть будет подрядчиком – ремонтирует подъезды, крыши, подвалы и т. д. Сейчас же управление домом – способ заработать деньги. Но это не должно быть бизнесом.

 – В этом году УК снова массово подделывали протоколы собраний, делили лучшие дома. А что будет со старым жилфондом? Его просто бросят?

 – Подложные протоколы – это очень некрасиво, но грешат почти все УК. Плохо, что за это не наказывают. Если бы кому-то дали реальный срок, возможно, ситуация бы стала исправляться.

Есть три категории домов. Первая – те, где много квартир и хороший сбор. Вторая – хрущёвки и другие небольшие дома. Третья – послевоенные, обычно жёлтые, двух-, трёхэтажные. Фактически деньги первых двух категорий тратятся на третью. Сколько могут собрать восемь квартир? А ведь УК должна платить налоги, содержать аварийную службу, офис и т. д. Поэтому эти жёлтые дома почти не убираются и не ремонтируются.

А если увеличить им стоимость содержания, они вообще платить не будут. У них и так баснословные расходы на отопление – от 6 тыс. руб. и выше. Это происходит из-за больших потерь тепла в доме. А ведь таких домов очень много. Только в «ПИК-комфорте» – более трёх сотен.

По закону, дома до 30 квартир вообще должны быть в непосредственном управлении самих жителей. Но кто там, как правило, проживает? Люди глубоко пенсионного возраста, часто одинокие, или маргиналы. Вот и приходится обслуживать одни дома за счёт других.

Пора меняться

 – Где же выход? В Москве бюджет дотирует УК, управляющие убыточными домами…

 – Если бы нашлись средства, эти дома можно было бы вообще вывести из-под управления коммерческих компаний, создать муниципальную, содержать их отдельно. Тогда бы город точно понимал, что деньги тратятся по назначению. Иначе может случиться, что УК субсидию возьмут, а ничего не сделают. Или нужно признавать эти дома аварийными и расселять.

Мы часто очень равнодушно относимся к своим домам. Однако никто уже просто так не придёт и ничего не сделает, если вы не возьмёте управление в свои руки. Председатель совета дома мог бы им заниматься, работать с УК, вовремя сообщать об авариях. И самой УК работалось бы легче. Но мы даже этого не хотим делать. Сейчас уже рассматривается законопроект о том, чтобы нанимать председателей советов из других домов.

Да, жизнь изменилась, и мы тоже должны меняться. Прошлое не вернётся уже никогда. А иначе мы так и будем ложиться спать в одной УК, а просыпаться – в другой.

 – Есть ли хоть какие-то изменения к лучшему? Ведь раньше УК вообще игнорировали предписания, а сейчас всё-таки стараются следовать требованиям Госжилинспекции.

 – УК стараются выполнять предписания, ГЖИ перешла на цифровые технологии, работа налажена. Но сказывается несовершенство законодательства. Например, часто во время проверки выявляются новые проблемы, но ГЖИ не может на них отреагировать – она занимается только тем, что указано в заявлении.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах