И даже передача в концессию нескольких «объектов» не помогла решить проблемы – подземки затапливает, а вандалы регулярно портят то, что удалось отремонтировать. Общественники говорят об опасности таких переходов, однако власти продолжают внедрять в городскую среду проекты подобных конструкций.
Концессия в помощь
На данный момент в списке имущества города семь подземных переходов, и шесть из них находятся в концессии. Работы по реконструкции «подземок» на пересечении улиц 20-летия Октября и Кирова, на Московском проспекте в районе остановки «Политехнический институт» и на проспекте Революции уже завершены. Ещё три – пока в процессе. Однако процесс этот оказался не простым.
Во время потепления талыми водами затопило подземный переход у мехзавода на улице Ворошилова. Подобное здесь происходит не впервые – подземка неоднократно оказывалась в воде из-за бесхозных каналов коммуникаций, которые нигде зарегистрированы. В дожди и во время таяния снегов вода через них стекает в проход.
После того, как в конце 2022 года объект был передан в концессию предпринимателю Эдуарду Толоконникову, ситуация не изменилась – жители продолжают жаловаться на плохое состояние и «наводнения».
«Как выяснилось при проведении работ в подземном переходе на улице Ворошилова, не все коммуникации были нанесены на топосъёмку, и в ходе работы были выявлены неучтенные сети, а схема их расположения под землёй и вовсе пока остаётся тайной, – рассказал Эдуард Толоконников. – Переход регулярно затапливает, как следствие – невозможно планировать и вести отделочные работы, что очень влияет на комфорт горожан и сроки реконструкции по концессионному соглашению. С наступлением тепла мы будем делать очередную попытку установить трассы неучтенных сетей и изолировать их. Успешно ли – увидим после ливней».
Отметим, что помимо перехода на Ворошилова, предприниматель получил в концессию ещё два – у остановки «Волгоградская» на Димитрова и у «Детского мира» на улице Плехановская. Последний закрыт для пешеходов уже девятый год в связи с удручающим состоянием – муниципальный ремонт был испорчен вандалами практически сразу, несмотря на установленные там камеры. Теперь облагораживанием этого места займётся концессионер. Впрочем, и здесь у Толоконникова начались сложности.
«Мы столкнулись с длительным решением вопроса подключения коммуникаций. Без воды и электричества провести работы по глубокой очистке стен, как и любые иные, крайне затруднительно. Мы пытались делать это в течение всего прошлого лета, добились определённых успехов, но до финиша ещё далеко», – рассказал он.
Тем не менее, по его словам, у объекта «большой потенциал, несмотря на его стеснённость».
Напомним, что Эдуард Толоконников говорил о планах превратить все три перехода в арт-пространства под единым названием «Подземка». Здесь будут проходить выставки, инсталляции, перфомансы. При этом автор задумки признаёт, что в связи с возникшими трудностями при ремонте срок завершения работ может быть сдвинут.
Впрочем, в пресс-службе мэрии подчеркнули, что «все проекты концессии подземных переходов можно признать положительными».
Пешеходов – под землю
Общая протяжённость реконструируемого участка дороги составляет почти 470 метров. Начало трассы расположено в месте разделения улиц Ломоносова и Берёзовая Роща – это район с высокой концентрацией транспортных потоков. Застройщиком выступает городская дирекция дорожного хозяйства и благоустройства. Генпроектировщиком – воронежское ООО «Центр-Дорсервис».
«Проектными решениями предусматривается увеличение числа полос движения до шести, устройство дополнительного съезда с улицы Тимирязева, устройство разворотной петли для ликвидации левого поворота в жилой микрорайон и строительство подземного пешеходного перехода. Данные решения позволят увеличить пропускную способность данного участка на улице Ломоносова и повысить безопасность дорожного движения», – пояснил руководитель управления дорожного хозяйства Олег Котов.
Он также отметил, что уже получены положительное заключение государственной экспертизы на проектно-сметную документацию и результаты инженерных изысканий по строительству указанного объекта.
Надземный кошмар
Но в удручающем состоянии не только «подземки». Надземные переходы тоже часто вызывают недовольство, особенно вблизи вокзалов. Так, пешеходный переход у вокзала Воронеж-1 не раз давал повод для критики из-за мусора и грязи.
«Переход не мыли, видимо, со дня постройки. Печально, если у чиновников нет уважения к своим жителям, ну хоть имели бы стыд перед гостями столицы Черноземья», – отметил подписчик одного из городских пабликов.
Кстати, почистить подобный переход действительно не просто – ранее заместитель руководителя управы Коминтерновского района Вадим Дубиков рассказывал, что для мытья перехода на Московском проспекте уходит около 300 литров моющих средств, кроме ручного труда, в процессе используют поливомоечные машины и подъёмники.
Ещё одна печальная «визитка» города – переход к Центральному автовокзалу. Пользователи не раз публиковали в соцсетях жалобы на его состояние: грязные стены пестрят граффити, внутри ужасный запах. Для благоустройства объекта тоже пытались найти концессионера, однако мэрия не получила ни одной готовой заявки. Впрочем, в скором времени переход и вовсе может быть снесён, чтобы создать инфраструктуру для будущего метробуса. Сейчас варианты дальнейшей судьбы этого моста рассматривают профильные ведомства.
При этом количество надземных переходов продолжает увеличиваться – только при строительстве шестиполосной улицы Крынина в прошлом году возвели четыре надземных перехода, оборудованных лифтами.
Дорого, опасно, ужасно?
Виталий Иванищев, общественник:
«Внеуличные пешеходные переходы имеют право на существование, но только в местах пересечениях с магистралями – автомобильными или железнодорожными. В городе внеуличный переход ужасен по ряду причин. Прежде всего, его дорого строить и дорого содержать. Это если речь просто об уборке, освещении, охране. Если сюда добавить эскалатор – смета возрастает в разы. Это огромная ненужная обуза для бюджета. А ещё внеуличный переход непроходим для маломобильных людей, к коим относится добрая часть населения.
Да, можно построить лифт, но его тоже дорого обслуживать, он часто ломается и может не справляться с потоком. Кроме того, такие переходы небезопасны. Это места скопления маргиналов. Да и смертность пешеходов при их наличии не равна нулю, так как те, кому тяжело или не хочется преодолевать лестницы, зачастую перебегают дороги и попадают под машины.
К тому же переходы вовсе не улучшают трафик – они лишь переносят пробку на несколько сотен метров, так как город – это живая сеть транспорта, здесь нельзя избежать развязок и обязательно будет светофор. А ещё внеуличные переходы разрывают городскую ткань, делают две стороны улицы разными районами, что негативно влияет на городские процессы».
Комфорт там, где есть жизнь
Член Союза архитекторов России, главный архитектор проектного института «Гипрокоммундортранс» Александр Мирошниченко:
«С точки зрения современного крупного города, использование внеуличных пешеходных переходов стало просто необходимостью, чтобы пешеходы не затормаживали транспортный поток. Посмотрите на Московский проспект – движение и так очень активное, а каждый наземный пешеходный переход будет ухудшать ситуацию, и, помимо того, возрастёт опасность ДТП.
Если говорить о выборе между наземными и подземными переходами, то вторые более безопасны как для самих пешеходов, так и для машин. Другой аспект заключается в том, что подземный переход становится комфортным, если он «живёт» - к примеру, там есть торговые павильоны. Когда нет ничего, конечно, такие места могут стать местом притяжения хулиганов, и пешеходам будет некомфортно и небезопасно туда спускаться. Хороший образец в этом плане – переход у цирка, где ты заходишь практически в небольшой торговый центр. Там дебоширить не захочется даже тем, кто любит это делать.
Ещё один важный вопрос – обеспечить инфраструктуру для инвалидов. И это должны быть не подъёмники, которые часто ставят вдоль лестниц, они не очень удобны в использовании и постепенно ржавеют на открытом воздухе. Необходимы подъёмники лифтового типа».