В многоквартирных домах проблемы растут как грибы: то подвал затопило — жильцы задохнулись от зловония, то лифт не работает – как подниматься на последний этаж непонятно, то подъезд «зарос» грязью — уборщицы не дождёшься...
С нынешнего года заставить управляющие компании работать как следует будет легче, обещает руководитель Госжилинспекции региона Дмитрий Соломаха. Он рассказал о нововведения в сфере ЖКХ, которые должны облегчить жизнь воронежцев.
Захочешь – научат
Так, например, появился ещё один метод воздействия на УК – профилактический визит инспекторов ГЖИ. Вместе с проверяющими в контрольно-надзорных мероприятиях могут участвовать и даже их инициировать сами собственники жилья. После подачи обращения в ведомство оттуда придёт письмо, в котором сообщат – где и когда пройдёт проверка, и как можно присоединиться к инспекторам.
В прошлом году ГЖИ 75 раз выезжала на такие смотры и давала УК рекомендации, а с этого года инспекторы смогут выдавать и предписания, за неисполнение которых грозит штраф.
«Для УК большая помощь – получить рекомендации надзорного органа, для граждан участие в смотре – это возможность показать, что является наибольшей проблемой в их доме. Неисполнение или отказ от профвизита означает переход УК в группу риска», - поясняет глава ГЖИ.
Кроме того, теперь воронежцы могут обучиться на старшего по дому. Этот проект реализуется совместно с Фондом защитников Отечества. Изначально его создавали для обучения ветеранов СВО, но другие горожане тоже изъявили желание разбираться в тонкостях управления домом. Курс небольшой – два дня теории, один – практики. Первый выпуск старших по дому из 15 человек уже состоялся. На втором потоке обучается 18 желающих. Можно и сейчас подать заявку, и вас включат на обучение в очередной поток, когда наберётся группа.
«Сердце радуется»
Либо воронежцы стали больше вникать в проблемы своих многоэтажек, либо управляющие компании стали работать ещё хуже, но количество обращений в ГЖИ резко увеличилось – в 2024 году их поступило 48 тысяч! Совместно с прокуратурой инспекторы провели 1200 контрольно-надзорных мероприятий, 600 предписаний пока остаются на контроле.
Кстати, уход управляющих компаний «Пик-Комфорта» спровоцировал в Воронеже массовый поток поддельных протоколов общедомовых собраний собственников жилья. В ведомство подали около 3 тыс. протоколов, из них более 2 тыс. документов были направлены в правоохранительные органы – это значит, что воронежцы сообщили о том, что никаких подписей они не ставили, и никаких собраний у них не проводилось. Если даже одна подпись признавалась поддельной, кворум, который был закреплён этим протоколом, сводился на нет, а сам протокол считался ничтожным.
Активности жильцов способствовало и упрощение работы сервиса «ГИС ЖКХ» - больше половины обращений были поданы в электронном виде. Причём, отныне копия заявления в ГЖИ сразу отправляется в саму УК – чтобы решать проблему быстрее. Жаль, что к электронному сервису подключились не все «управляшки». Однако теперь, если управляющая компания не отвечает на письменные обращения, её могут привлечь к административной ответственности – на письменный запрос должен быть письменный ответ!
«Немало старых компаний принципиально не хотят подключаться к электронному сервису, а вот большинство новых организаций, наоборот, более заинтересованы сразу получать запрос от нас, - отмечает Дмитрий Соломаха. – Бывает, заявления поступают из одного подъезда и даже из одной семьи – люди стали больше заботиться о своём доме. Сердце радуется за каждый решённый вопрос. Мы тот госорган, к которому идут с проблемами. Решить всё в один момент невозможно, но системные изменения наведут порядок в этой сфере».
«Хорошо работающих – единицы»
Председатель Общественного совета по ЖКХ при мэре Воронежа Лариса Тулинова:
«К сожалению, воронежские управляющие компании не стали работать лучше – количество жалоб только растёт. Работающих действительно хорошо – единицы. При этом и требований к УК стало больше – многие пока не могут перестроиться. Например, проводить общие собрания собственников жилья теперь можно онлайн, отправлять заявления – через электронные сервисы, а срок подачи ответов на обращения граждан составляет от одних суток до 10 дней. Если обращения в УК не дают результата, собственникам квартир придётся обращаться в надзорный орган. Инспекторы ГЖИ выйдут с проверкой, установят нарушителей, у них есть все приборы для измерения качества услуг. Они правомочны выписывать ресурсоснабжающим организациям предписания».