В воронежской школе № 27, где прошёл урок мужества, дети долго не отпускали ветерана Великой Отечественной войны Павла Семёновича Машканцева.
Невысокий, седовласый мужчина в орденах и медалях, с бравой военной выправкой громко, как на параде, отвечал на все вопросы школьников. А до этого 96-летний ветеран с высоко поднятой головой, по-военному чётко печатая шаг, легко поднялся на четвёртый этаж, ни разу не передохнув между лестничными пролётами.
С «АиФ-Черноземье» Павел Семёнович поговорил уже после урока – сначала дети! – и рассказал много интересного...
Слишком маленький и худой
Наталья Сычёва, «АиФ-Воронеж»: Павел Семёнович, как вы попали на фронт?
Павел Машканцев: В 1942 году, когда я учился в девятом классе, пришла повестка из военкомата, что идёт набор в авиационное училище. Там на одно место было по три человека. Я сразу загорелся, мне всегда хотелось служить в авиации. Особенно с тех пор, как увидел первый «кукурузник», который приземлился на поле возле нашей деревни. Я его тогда хорошо рассмотрел, даже потрогал.
И вот я пошёл проситься в училище, а мне сразу говорят: ты слишком худой и маленький, ростом надо быть повыше. Только я был упрямый и сказал, что всё равно хочу в авиацию. Тогда мне говорят – пишите, что идёте на фронт добровольцем. Я и написал. Поступил в школу авиационных механиков в городе Вольске, где вместо трёх лет учатся 1 год и 4 месяца, и стал авиационным техником. А через полтора года мы уже отправились на фронт. Служил в составе 116-го гвардейского Краснознамённого истребительного авиационного полка 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта. Участвовал в освобождении Польши, дошёл до Берлина.
– Помните ваши первые дни на линии фронта?
– Нас сначала перебросили в город Аткарск в запасной авиаполк, где мы пробыли несколько месяцев. Туда поступали новые, с завода, самолёты и такие же «новые» лётчики, отучившиеся шесть месяцев в училище. Им за пару месяцев нужно было пройти боевую подготовку, научиться вести воздушный бой. Механики обслуживали по несколько самолётов в две смены. С мая по август было подготовлено два полка лётчиков, а с последней группой я ушёл на фронт. Сам вызвался, можно сказать – напросился. И всё: у меня появился самолёт Як-3 под номером 34, за который я с тех пор и отвечал.
– А чём заключалась работа авиационного техника?
– Заправить топливом, проверить боекомплект. Хорошо осмотреть винт, шасси на предмет пробоин и царапин. Но самое важное, чтобы самолёт был готов к бою, всё же обычно быстро происходило. Так что первым делом – боекомплект и топливо. Мы рано вставали, всё проверяли и отправляли машину в полёт. А потом просто ждали. Настроить и ждать – это главная работа техника. Мой самолёт был подбит дважды: один раз – крыло, второй раз – хвост и крыло. Но ничего, починил.
Дали огня
– Расскажите о боях, в которых доводилось участвовать.
– Таких боёв было много. Но самый запоминающийся тот, за который я получил медаль «За отвагу». Мы почти взяли Берлин, и авиационный полк стоял под этим городом рядом с местечком Гютерготц. И тут неожиданно на прорыв пошла немецкая группировка. Немцы рвались к американцам, сдаваться русским они не хотели. А для этого им нужно было пройти мимо нас.
Мы с другими техниками, как обычно, встали рано, чтобы проверить машины. Было где-то часов пять утра. Слышим – стрельба, часовые кричат: готовься к обороне! Все схватили оружие и залегли в канаве. И тут как началось! Дым, грохот, стрельба. Потом нам сказали, что на прорыв шли почти десять тысяч фашистов. А что у нас? Пятнадцать патронов в карабине. Отстреляли их и лежим. А самолёты метрах в пятидесяти прямо вдоль трассы. Ну, я и подумал, что на самолёте тоже есть орудие.
Вспомнил, как во время учёбы в Вольске преподаватель рассказывал, что при боях на Халхин-Голе японцы пытались захватить аэродром, и техники били по японцам из самолётов. В общем, побежал к своему Яку. развернул его, под хвост подставил ящики – один, другой, третий, чтобы опустить нос, и вёл огонь по немцам из пушки самолёта. Патроны закончились, я перебежал к другой машине и опять дал огня! И так до одиннадцати часов мы отстреливались, а потом подтянулись наши силы, и прорыв у немцев не удался.
– А в Берлин как входили?
– Пешком (улыбается. – Ред.). Вообще, техники идут после того, как уже всё зачистили. Линия фронта отодвигается, и тогда перебрасывают нас. Но как перебрасывают? Разбивают на группы по пять-семь человек и говорят: вот в этой точке вы должны быть к завтрашнему вечеру. Берёшь свою сумку с инструментами и идёшь. Тут же машины едут на фронт, но там всего четыре места и часто везут раненых.
«Паны, а где ваши рога?»
– Было на войне что-то такое, что вас удивило?
– Расскажу вам про Варшаву. Однажды мы делали переход и ехали на цистерне с горючим, прямо сверху. А февраль, мороз, руки от холода уже ничего не чувствуют, губы не шевелятся. Но добрались до Варшавы, и там по пути видим какое-то кафе. Зашли туда, нам налили чаю горячего, мы кое-как отогрелись. А у хозяйки девчушка бегает, на нас как-то странно смотрит и что-то у матери спрашивает. Потом, когда мы уже собрались уходить, спрашивает у нас: «Паны, а где ваши рога?» А мы вроде бы слова понимаем, но руками разводим. А потом она нам немецкий плакат показала, на котором советский солдат изображён с рогами на голове, а позади него всё в огне. А ещё поляки удивлялись, что карабины у русских висят на кожаных ремнях, а не на лапотных верёвках, так нас изображали фашисты. Вот как людям мозги пудрили.
Вообще, воспоминаний много. О том, как мне хотелось на фронт, о том, как у нас все мальчишки только и думали, как записаться в армию… Когда закончилась война, мне всего девятнадцать лет было. Вот и выходит, что вся моя юность прошла на фронте.
Досье
Машканцев Павел Семёнович родился 16 июля 1925 года в с. Спасское Кировской области. На фронте с августа 1944 года. Награждён орденом Отечественной войны и боевыми наградами: медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». После войны продолжил службу в Вооружённых силах, армейский стаж – 34 года. Уйдя в запас в звании подполковника, занялся общественной работой в ДОСААФ, в системе ГО ЧС. Ветеран МЧС России.