Воронежский Каменный мост сегодня известен, как место регулярных ДТП и коммунальных аварий. Часто свод моста рушат грузовые автомобили, водители которых, не рассчитав габариты, застревают в арке. Это продолжается годами. Местный краевед Игорь Маркин предполагает, что причинами такого рецидива может быть не только регулярная невнимательность автомобилистов.
Все большие города полны своими легендами. Воронеж — не исключение. У нас также вершилась российская история и происходило всякое, зачастую непонятное, но очень интересное. Тот же Каменный мост — памятник истории, архитектуры и, как говорят в народе, некоторой мистики. По словам Маркина, окрестности моста помнят довольно неоднозначные сюжеты.
«Дом сорока скелетов»
«Одной из самых жутких историй нашего Каменного моста, пожалуй, является история „Дома сорока скелетов“. Причём, эта легенда ещё в прошлом веке была написана выдающимся хирургом Анной Русановой, которая была ученицей Николай Ниловича Бурденко. Правда ли, вымысел ли история этого дома — никто наверняка не скажет. Известно только одно: бомба сама не бомбит», — считает историк.
История вкратце такова: любознательный парень залез в чужой дом и испугавшись увиденного, случайно его спалил. А если детально, то было приблизительно следующее:
«Примерно в 20-е годы неподалёку от Каменного моста был дом, не тот, что „Проклятый старый“, как песне группы „Король и Шут“, но от него соседи тоже знатно шарахались, да и знакомые говорили, что там что-то нехорошее. И вот как-то один отважный и любознательный паренёк решил в этот дом слазить. Взял то ли фонарь на керосине, то ли факел, и ночью пробрался в здание. Полы скрипучие, коридор тёмный, а за одной из дверей что-то светлеет и гремит. Он, не будь дураком, заглянул за дверь и увидел движущиеся человеческие скелеты. Парень испугался и обнаружил себя. Скелеты — к нему, он — от них. Второпях он уронил свой светильник и пламя уничтожило дом вместе со всеми скелетами. От костлявых он спасся, но, как говорят, после той ночи изрядно поседел и тронулся рассудком — стал угрюм, нелюдим и задумчив».
Если верить Анне Русиновой, то паренек после рандеву со скелетами в одиночку частенько просиживал в Кольцовском сквере. И как-то к нему подсел священнослужитель, который рассказал ему про своего знакомого гусара, который когда-то давно пропал рядом с этим домом. А пожарные, тушившие дом после «вылазки» паренька, рассказали, что на руинах были обнаружены кости 41 человека, причём на ногах одного из них были гусарские шпоры и остатки военной амуниции.
«К этой истории у меня только один вопрос: как человек, увидавший толпу скелетов и побежавший от страха, успел всех пересчитать? Хотя, если отталкиваться от истории про гусара, то о чём-то можно и задуматься...» — добавил Игорь Маркин.
«Проклятие» верфей
Кроме жутковатой истории про старый дом близ Каменного моста были и вполне задокументированные события. Например, Напрасная слобода возле Никольского храма.
«Напрасной её называли потому, что здесь хоронили тех, кто умер без отпевания. То есть, утопленников и других людей, умерших не своей смертью. А такие покойники в народе спокойными никогда не считались, поэтому кто-то когда-то может и видел здесь призраков. А если и не видел, то верил и других стращал, что место это дескать нехорошее, страшное, жуткое. Кстати, где-то в районе СХИ, как говорят, тоже было подобное кладбище», — продолжил Маркин.
Здесь же в Напрасной слободе, как говорят, в Петровские времена отметился и голландский художник Корнелий де Бруин, который нарисовал панорамную картину с рекой Воронеж. А писал он свой холст, по слухам, как раз стоя на этом «недобром» кладбище. Местным это не понравилось: народ зароптал, что иноземец потревожил и без него «беспокойных». И, как говорят, после завершения полотна на корабельных верфях увеличилась смертность.
«Современная улица Карла Маркса, на которой собственно и стоит Каменный мост, явление тоже непростое. Она проходит от современного ледового дворца „Юбилейный“ и практически до Адмиралтейской площади — места тех самых верфей. Так вот, „Юбик“ стоит старом кладбище, где раньше было два храма. Обычно на погостах ставили по одной церкви, а там их было две! Их история непроста, но понятна. Сначала строился один храм, но там нашли повешенную девушку, поэтому стройку свернули и начали возводить другую церковь — ту, которая стоит по сей день», — резюмировал историк.
Подытоживая народные воспоминания, невольно складывается загадочная картина улицы Каменного моста. Параллельно задумываешься, что затяжной ремонт «Юбилейного» с его затертым пластиком защитных бортов, дело далеко не однозначное.