aif.ru counter
1010

Город лишился индивидуальности. Бывший вагоновожатый о Воронеже без трамвая

Трамвай Татра-6м 115 на площади Черняховского.
Трамвай Татра-6м 115 на площади Черняховского. © / Сергей Путилин / Из личного архива

В день рождения воронежского трамвая, 16 мая, корреспондент «АиФ-Воронеж» поговорил с бывшими вагоновожатыми о том, как работалось на трамвайных маршрутах после войны и в 1980-х.

Пелагее Кисленко (Косович) 97 лет. Она начала работать вожатой в 1946 году. Тогда в Воронеже еще восстанавливали разрушенные в войну трамвайные линии. Ее ученик Сергей Путилин работал вагоновожатым во втором депо почти до самого заката воронежского трамвая.

«Грелись горячим компотом и сами чистили пути»

2 – Вместе с кондукторами. Место — кольцо Димитрова Пелагея Кисленко посередине 1948г
Вместе с кондукторами на кольце улицы Димитрова, 1948 год. Пелагея Кисленко посередине. Фото: Из личного архива/ Пелагея Кисленко

Валерий Чирков, «АиФ-Воронеж»: Пелагея Власовна, расскажите, где родились, как приехали в Воронеж?

Пелагея Кисленко: Родилась в Бобровском районе Воронежской области. Войну пережила в селе Хреновое. Там работала в лесном техникуме уборщицей. Когда студенты эвакуировались в тыл, работала в госпитале. В 1946 году приехала в Воронеж. Мы прокладывали новые рельсы и контактную сеть взамен разрушенных после войны. Потом я работала кондуктором и параллельно выучилась на вагоновожатого.

- Помните свою первую поездку на трамвае?

- Помню. Тогда еще ходили старые вагоны серии «Х». Время было послевоенное, в моем вагоне уцелело только лобовое стекло. От салона остался только остов. Мы его обшили фанерой, и пассажирам приходилось ехать впотьмах. Потом появились более современные вагоны. Помню трамваи, «КТМ-1», «КТМ-2», московские «МТВ-82».

- Пассажиры вас узнавали?

- Бывало по улице 20 лет Октября в районе Чижовского плацдарма поднимаешься на гору, пассажиры стоят на остановке и кричат «Полина, Полина!». Они меня так звали.

- Как работали в трамваях зимой? Холодно было?

- Не то слово, как холодно. Бывало из дома принесут горячего компота, попьешь и – снова на линию. А работали по десять часов. Приходилось иногда самим пути чистить. Подъедешь, а стрелка не чищенная. Пока почистишь, уже пассажиры кричат: «Мы на работу опаздываем!».

- Происшествия на дороге часто бывали?

- Самая большая авария была, когда я с вокзала ехала во второе депо. Навстречу мне шла грузовая машина, и ее водитель уснул. Я вижу, мне фары прямо в лицо светят. Только успела выскочить из кабины в салон, как он врезался в трамвай. Водитель проснулся и спрашивает: «Вожатая то жива?». Пассажиры говорят: «Да вот она». А меня всю трясет. 

Рабочие, вагоновожатые и путейцы стоят у трамвая серии «Х» на кольце Придача, 1947 год. Пелагея Кисленко восьмая справа. Фото: Из личного архива/ Пелагея Кисленко

«Бывшие пассажиры до сих пор здороваются»

- Сергей, расскажите, как вы стали вагоновожатым?

Сергей Путилин: Я родился в Воронеже в 1959 году. До армии работал осветителем на воронежском телевидении. Отслужив, пошел на курсы водителей трамваев. После того, как мы усвоили устройство вагона и технику безопасности, началась практика. Ездили с мастером производственного обучения. Мне повезло, моим наставником стала Пелагея Власовна Кисленко. Она меня многому научила. Вообще я хотел быть машинистом, но зрение не позволяло. Поэтому пошел на «малую железную дорогу».

- Какой самый старый трамвай в Воронеже, на котором довелось поработать?

- На старинных машинах мне ездить не довелось. Я работал на всех трамваях, которые эксплуатировались в Воронеже в конце 1980-х - начале 1990-х. Ездил на отечественных «КТМ-5», «КТМ-5РМ», чешских «Татра-Т3», «Татра-Т6В5». Лучше всех, по моему мнению, была «Татра». Она маневреннее, легче, удобнее в управлении. Быстрее разгонялась и тормозила, чем «КТМ».

КТМ-5М3 на Новгородской
КТМ-5М3 на улице Новгородская. Фото: Из личного архива/ Сергей Путилин

- Расскажите про распорядок дня во время работы.

- Просыпались вагоновожатые в три часа ночи. К 4:10 приезжал развозной автобус и отвозил всех в депо. Вагон второй смены выходил из депо в 2:05 ночи. Возвращался около 3:30. Из центра ночью можно было без проблем уехать на периферию. Кстати, самое хорошее время для вагоновожатого – это рассвет или закат. Встречаешь утро, везешь людей на работу, а потом вечером отвозишь домой. 

- Как работалось зимой?

- Отопители были, но многие вагоны были битые. После ДТП герметичность нарушалась, и в щели начинали дуть сквозняки. Было холодно.

«Бархатные пути» и «стиральные доски»

- Какие были самые сложные места на дорогах для водителей трамваев?

- В основном – перекрестки возле ВОГРЭСа, Цирка, перекресток улиц Кольцовская и Плехановская, остановка «Кинотеатр «Луч», площадь Черняховского у вокзала «Воронеж-1». «Северная корона».

В кабине Татра-3 на остановке «улица «Комиссаржевской»
В кабине Татра-3 на остановке «улица Комиссаржевской». Фото: Из личного архива/ Сергей Путилин

- Где в Воронеже были самые хорошие, а где самые плохие пути?

- Был так называемый «бархатный путь» на улице Южно-Моравская, где ходили трамваи №2 и №8. Между рельсами там не было стыков, они сварены между собой. Вагоны шли без стука и не качались. На улице 20 лет Октября, от улицы Некрасова до Цирка были хорошие пути. Еще на улице Плехановская, на Ленинском проспекте. Хорошо было везде, где пути ремонтировали. А вот рельсы на Героев Стратосферы мы называли «стиральная доска». Путь был плохой, хоть и депо было рядом. От вибрации зубы щелкали. Ну и по городу периодически такие участки встречались. Были места, где во время дождя рельсы заливало водой. Когда ее было 10 сантиметров над головкой рельса, дальше не ехали, иначе можно было залить оборудование.

- Часто в трамваях был час пик?

- Всегда. Представьте два вагона, каждый вместимостью по 200 человек. Иногда мы сразу забирали 400 пассажиров. Особенно на остановках у Цирка, у ВОГРЭа, где всегда многолюдно.

- Какие случаи запомнили из поездок?

- Часто приходилось автомобили вытаскивать. Однажды груженая кирпичом «Колхида» (советский грузовик грузинского производства) с полуприцепом застряла на путях на улице Ростовская возле дворца Шинников. Пришлось помогать. Все удивлены были, как вагончик смог вытащить тяжелый грузовик. 

Еще одна история случилась не со мной, а с Пелагеей Власовной. Это были 1950-е годы, когда еще водохранилища воронежского не было. Она однажды ехала по Вогрэсовскому мосту. Скорость трамвая была очень низкая, ее укачало, она заснула и столкнулась с подводой. Оказалось, кучер тоже заснул, и лошадь повернула к трамвайной линии, чтобы пощипать травку. Никто не пострадал, но смеялись долго. 

- Работали вагоновожатым до конца?

- Нет, ушел на четыре года раньше. Знал, к чему все идет и уже не видел смысла оставаться. Получилось, что вожатым я отработал больше 17 лет. Сейчас работаю в крупной автомобильной компании.

 «Трамвай не стоял в пробках в отличие от машин»

- Как нынешние водители отнеслись бы к трамваю на дороге?

- Мне кажется, сейчас уважения было бы меньше. Раньше все-таки уважали трамвай. Я до сих пор в городе встречаю своих бывших пассажиров. Они со мной здороваются. Я имена забываю, а вот лица помню, особенно тех людей, которых постоянно возил. 

- А есть пассажиры, с которыми до сих пор общаетесь, встречаетесь?

- Есть пассажиры, с которыми общаемся по телефону. Например, диктор нашего воронежского телевидения Вячеслав Амелькин Вячеслав. Он ездил на работу на моем трамвае. Мы с ним познакомились, когда я работал телевидении.

- Чего лишился Воронеж, после того как с улиц исчез трамвай?

- Я считаю, что город лишился индивидуальности. Кроме того, мы очень быстро развозили людей. Я считаю, что быстрее, чем автомобильный транспорт. Машины стояли в пробке, а мы проносились мимо без всяких препятствий. Например, подъем улиц Степана Разина или 20-лет Октября мы преодолевали нередко со скоростью 80 километров в час. Кстати, так положено по инструкции, чтобы вагоны назад не скатились.

Татра-6м конечная станция СХИ
Татра-6м конечная станция СХИ. Фото: Из личного архива/ Сергей Путилин

Были, конечно, сложности, связанные с состоянием путей, контактной сети, вагонов, но все равно люди на работу попадали быстрее. 

- Если в Воронеже снова появится трамвай, хотели бы вернуться?

- Возраст, конечно, уже не тот, но почему бы и нет. Главное, чтобы график был удобным.

- В Курске тоже хотят закрыть некоторые трамвайные маршруты. Что можете посоветовать курянам?

- Они сделают большую ошибку, если уберут трамвай. Оно так и происходит – постепенно закрывают маршруты в разных местах города, и в конце концов трамвай исчезает совсем. Насколько я знаю, на Западе, да и в наших городах – в той же Москве, трамвайные маршруты наоборот открывают.

- Что думаете насчет проекта воронежского метро. Осуществимо ли это?

- Осуществимо, но только если есть деньги. Насчет рентабельности – я не думаю, что оно быстро окупится.

- Если появится в Воронеже так называемое «легкое метро», получится его пустить по старым маршрутам?

- Наверное, по старым уже не получится. Хотя если спрятать его под землю, то почему бы и нет. Например, в Волгограде есть такой трамвай. Станции у них под землей, но иногда трамвай выходит на поверхность. И у нас можно такое сделать, если задаться целью и поддержкой горожан.

Справка

Трамвайное движение в Воронеже открыли в 1926 году. В январе 1943 года именно с трамвая воронежцы начали восстановление транспортного сообщения в городе. А первый маршрут запустили уже в мае. В 1986 году открыли трамвайное движение на верхнем ярусе Северного моста. Во времена своего расцвета трамвайная сеть города насчитывала десятки маршрутов. Девяностые годы стали временем кризиса: обнищавшие горожане почти перестали платить за проезд, сотрудники депо месяцами не получали зарплату. Последним обновлением состава стали подержанные вагоны, купленные в 1996 году в Германии. В 2009 году трамвая в Воронеже не стало.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах