Термин «эмоциональный интеллект» крайне популярен последние годы. Что же это такое и зачем работодатели учитывают уровень EQ при поиске сотрудников, давайте разбираться.
Что такое эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект (или сокращенно EQ от англ. Emotional Quotient) — это совокупность умений, которые помогают распознавать эмоции, чувства, желания, свои или собеседника, позволяют контролировать их для того, чтобы лучше взаимодействовать с окружающими.
Сегодня эмоциональный интеллект считается важным некогнитивным навыком (так называемым soft skills). Специалисты с высоким EQ быстрее находят общий язык с коллегами, клиентами и партнерами и приспосабливаются к новым обстоятельствам, легче переносят стресс и спокойнее воспринимают критику. Как результат, сотрудники с развитым эмоциональным интеллектом лучше справляются с обязанностями и поддерживают здоровую атмосферу в коллективе. Именно таких профессионалов стараются выбирать работодатели, поэтому важно знать, как поднять уровень EQ.
Компоненты эмоционального интеллекта
1. Осознание своих желаний и эмоций, причин их появления, предвидение их последствия. Чтобы развить этот навык, заведите дневник и отмечайте в нем все, что случилось с вами за день, чувства, которые вы при этом испытывали, и поступки, к которым они подтолкнули.
2. Контроль над эмоциями, умение выражать их в нужный момент подходящим способом. Сдерживать себя поможет дневник из предыдущего пункта: проанализируйте, как эмоции повлияли на действия, и скорректируйте последние.
3. Эмпатия, или умение понимать окружающих, способность к сопереживанию. Она необходима для более эффективного взаимодействия с людьми. Чтобы развить эмпатию, нужно наблюдать за собеседниками (за тем, что они говорят, за мимикой, жестами, позами) и изучать литературу о вербальных и невербальных сигналах.
4. Коммуникация. Чтобы найти подход к собеседнику, недостаточно разбираться в своих и чужих эмоциях, мотивах, желаниях. Нужны хорошо развитые коммуникативные навыки. Чтобы их развить, ходите на тренинги, занимайтесь с психологом, логопедом и, конечно, как можно больше общайтесь с людьми.
Насколько важно лидеру обладать высоким EQ
Ученые из американского университета Карнеги-Меллона выяснили, что для руководителя высокий уровень EQ важнее профессиональных навыков. Топ-менеджеры с развитым эмоциональным интеллектом находят подход к каждому сотруднику, могут применять разные стили управления, чтобы добиться наилучших результатов, создают доброжелательную атмосферу в компании, выстраивают долгосрочные отношения с клиентами и партнерами.
Зачем нужен коллективный эмоциональный интеллект
Чтобы компания успешно развивалась, высоким эмоциональным интеллектом должны обладать не только руководители, но и подчиненные. Если показатель EQ высокий у всего коллектива, то сотрудники:
• успешнее взаимодействуют друг с другом и выполняют командные задачи,
• лучше понимают нужды клиентов и партнеров, а значит эффективнее с ними работают,
• готовы к переменам, которые необходимы для развития организации, и сами активно их предлагают,
• поддерживают здоровую атмосферу в офисе,
• реже увольняются.