Российские магазины хотят обязать указывать в ценниках стоимость не только за упаковку товара, но и его цену за литр или килограмм. По мнению разработчиков соответствующего законопроекта, большинство покупателей становятся «жертвами» ценовых манипуляций со стороны ритейлеров. Цена может быть указана за один литр, а фактически человек покупает 900 миллилитров молока, не килограмм, а 900 граммов или даже 730 граммов сахара или гречки.
«Уменьшая объем или вес товара, переходя от цен на вес или объем, производители создают у покупателей мнимую видимость низкой цены на товар», – говорит экономист Анна Сухомлинова. У большинства граждан подобная практика вызывает вполне понятное возмущение. По мнению экспертов, честная упаковка в последние годы стала редкостью, а производители продуктов или, например, бытовой химии в буквальном смысле соревнуются в том, кто сумеет продать меньше товара за те же деньги. В результате молоко продается в бутылках по 0,9 литра, крупы продаются в пакетах по 800 граммов, а пачка сливочного масла «похудела» на четверть. В ноябре 2023 года депутаты отклонили проект закона «О честной цене», согласно которому конечная цена продукта должна соответствовать весу или объёму упаковки. Тогда основанием стала резолюция Минпромторга.
«Продавцы столкнутся с дополнительными расходами на пересчет веса и объема продуктов, изменение упаковки и так далее, – считает эксперт Андрей Давыдов. – Как ни странно, но «борьба за честные цены» может обернутся ростом цен и возможно станет одной из причин роста инфляции».
Но эксперты отмечают и парадокс: сегодня объемы и структура затрат у производителей продуктов составляют коммерческую тайну. И нельзя сказать точно, какой убыток они якобы могут понести – то есть ценообразование непрозрачное. Суть законопроекта заключается в том, чтобы указывать на ценниках стоимость килограмма или литра, а оценить, точнее, ощутить разницу сможет сам покупатель.
Леонид Слуцкий, лидер партии ЛДПР, вносившей этот законопроект в Госдуму, считает, что Закон станет правовой мерой для создания честных правил игры в сфере торговли. Пока же, найти в магазинах что-то в стандартной упаковке один килограмм или один литр практически невозможно. Ведь если один производитель снижает цену, ставя на полку визуально одинаковую гречку в упаковке 800 граммов, а другой фасует полноценный килограмм, то кто будет покупать «честную» гречку дороже?