Неопровержимый факт: ушло в прошлое увлечение привозным и заморским, и в основном покупатели стали выбирать в магазинах продукты местного производства.
Это подтверждают многочисленные исследования потребительского поведения, причём не только в России, но и в европейских странах. Современный грамотный покупатель действительно предпочитает местное и подчас даже готов платить больше, надеясь, что произведённое под боком имеет более высокие шансы оказаться и качественнее, и полезнее, и свежее. И на поверку такие ожидания, как правило, подтверждаются.
При Хрущёве было лучше?
Институт общественного мнения «Квалитас» попросил воронежцев назвать эпоху, в которую продукты, по их мнению, были самыми качественными. Половина опрошенных ответила, что вкуснее, а главное, качественнее всего люди питались при Никите Хрущёве и Леониде Брежневе.
Однако подделывали продукты всегда, считает руководитель компании «Квалитас» Александр Романович. И началось это с царской России. Зачастую гарантом качества тогда служило купеческое слово. При этом кофе разбавляли дорожной пылью, карамель подкрашивали медным купоросом, а чай «мокрили» для увеличения веса. В ту пору в силе было правило: не обманешь – не продашь. И этот принцип помнят и наши современники.
Требования к качеству продуктов упрощались долгое время – на помощь пришли химия и пищевые добавки. Тем не менее около половины опрошенных воронежцев считают, что за последние 10–15 лет качество продуктов улучшилось.
«Выпуск пищевой продукции производится на основании документов, раньше это были ГОСТы, сейчас и технические условия (ТУ), – объясняет замначальника отдела санитарного надзора Роспотребнадзора Оксана Фролова. – Вся продукция должна соответствовать регламентам таможенного и евразийского союзов. В основном, продукция вырабатывается по ГОСТам, которые были утверждены 40–60 лет назад».
«Утверждённые в прошлые времена ГОСТы сильно изменились, – добавляет доктор технических наук, профессор ВГУИТ Елена Мельникова. – Каждый год меняется около 10 ГОСТов, и в год появляется по три-четыре новых».
Говорят контролёры
Каждое изменение, по словам экспертов, всё более ужесточает существующие нормы.
«В рамках надзорных мероприятий мы проводим отбор пищевой продукции, – продолжает Оксана Фролова. – И если посмотреть результаты, то за последние три года снизилось количество нарушений нормативов».
Общественное движение «Качество нашей жизни» приводит данные, по которым самая высокая доля фальсификата приходится на молочную и рыбную продукцию.
«Несмотря на всевозможные тревожные сообщения об обилии фальсификата на прилавках, воронежская продукция, как правило, соответствует всем стандартам, – комментирует руководитель воронежского регионального общественного движения в защиту прав потребителей «Качество нашей жизни» Николай Дегтярёв. – В основном, фальсификатом оказываются не местные, а привозные товары. Для потребителей фальсификат опасен тем, что мы не знаем, с чем имеем дело, и какие добавки там содержатся. Доля поддельной продукции на воронежском рынке составляет примерно 50–70%, об этом говорят данные наших исследований. При этом во всех документах указано, что вся нестандартная, а тем более фальсифицированная продукция должна быть утилизирована».
Весомый вклад в борьбу с фальсификатом дало внедрение системы «Меркурий». Она замеряет, сколько сырья пришло на производство и сколько готового продукта вышло. Таким образом, надзорные органы следят, чтобы производитель не подмешивал в продукт «левых» ингредиентов, увеличивая количество произведённого товара.
Конечно, дело также в цене: состав продуктов за десять рублей и за сто рублей будет отличаться. Но нельзя сказать, что дешёвый продукт всегда некачественный.
«Качество – условное понимание того, что продукт должен соответствовать требованиям документа, в соответствии с которым он вырабатывается», – поясняет Елена Мельникова.
Зачем в продуктах антибиотики?
Но, как ни стараются надзорные органы, подделки всё равно не уходят с прилавков. Чаще всего от фальсификации страдает молочная продукция, а конкретно – сливочное масло, когда недобросовестные производители заменяют молочные жиры пальмовыми.
«Само по себе пальмовое масло безопасно. Вопрос в том, что в России стандарты качества иные, нежели в Европе. Пальмовое масло, используемое в России, дешёвое, в Европе оно идёт на производство мыла, а у нас попадает в пищу. Соответственно требования стандартов качества к нему оставляют желать лучшего. В законодательстве есть две категории на молочную продукцию: молочная продукция и молокосодержащая – то есть с заменителем молочного жира. Ни в одной стране мира, ни в одном нормативном документе разные категории продуктов не стоят так близко», – описывает суть проблемы профессор Мельникова.
Но если о вреде пальмового масла эксперты ещё спорят, то пагубное воздействие на организм антибиотиков ни для кого не секрет. Антибиотики нарушают жизнедеятельность кишечной микрофлоры, убивая полезные микроорганизмы и вызывая привыкание. В пищевой промышленности используется более 70 видов антибиотиков. Как правило, их находят в молоке. В молоко они попадают в том случае, если корова заболела, и ей вводят лечебные препараты. Добросовестный производитель в период лечения не будет собирать молоко, но, увы, добросовестные производители – не все.
Эксперты предупреждают: как правило, лучше следят за качеством крупные игроки пищевого рынка, а некондиция – удел мелких предприятий, которые в погоне за снижением себестоимости пускаются во все тяжкие.
Важно знать
Если вы стоите перед прилавком и сомневаетесь в выборе, советы Роспотребнадзора будут вам в помощь.
Первое, на что нужно обратить внимание, – это срок годности. Второе – условия хранения: если на товаре указано, что его нужно хранить при минус пяти градусах, а вы нашли его не в холодильнике, это уже повод не покупать продукт и обратиться в Роспотребнадзор. Третье – маркировка. Некоторая продукция содержит QR-коды, которые дают полную информацию о дате выработки, производителе и составе.
Не забывайте и про внешний вид: название товара должно быть написано крупно, в наименовании нельзя указывать ингредиенты, которые не входят в состав продукта. Ещё один бесспорный маркер качества – это состав на упаковке.
Сделано в Воронежской области
Роман ФЁДОРОВ, коммерческий директор ООО «Агро-Спутник»:
«Воронежская область может гордиться наличием множества известных производителей. Некоторые из этих компаний расположены в южной части области – в Богучарском районе. За счёт качества своей продукции, высокой оценки покупателей и широкого ассортимента бренды этого района стали известны на всю Россию. А наличие производственных площадок рядом с крупнейшими центральными городами Черноземья позволяет в кратчайшие сроки доставлять любимые продукты на полки магазинов свежими, имея срок изготовления не более одного или двух дней.
Помимо быстрой доставки, важным при выборе местного производителя является, безусловно, и экономический фактор.
Авторитет региона растёт в том случае, если поддержка потребителем местных брендов высока. Ведь развитие своей продукции поднимает её статус и даёт возможность продвижения не только в центре Черноземья – Воронеже, но и в других регионах РФ и даже в странах СНГ, работая на экономику как своего района, области, так и всего государства.
Таким образом, выбирая продукты локального значения, у покупателя есть повод задуматься о вкладе в развитие своего региона и высоком качестве любимых продуктов питания, не говоря уже о том, что Черноземье может предложить, пожалуй, самые востребованные товары повседневного спроса: хлеб, молочные продукты, мясо, продукты из семян подсолнечника и т. д.»
Акцент на качество
Наталья КАЗЬМИНА, директор ООО «Селекционно-гибридный центр»
– Наталья Анатольевна, в Воронежской области много свиноводческих комплексов. Чем уникальна продукция верхнехавского Селекционно-гибридного центра Топ-ген?
– Продукция нашего Селекционно-гибридного центра уникальна тем, что мы не просто разводим свиней, а ещё и успешно занимаемся племенной работой и, таким образом, имеем возможность влиять на определённые качества животных, от которых зависят высокие стандарты производимой нами продукции.
– Многие покупатели жалуются – мол, свинина пошла не та – без вкуса, без запаха. Действительно, почему так происходит, и что вы можете сказать по поводу мяса вашего производства?
– Ответ на этот вопрос напрямую связан с вопросом предыдущим – являясь племенной компанией, одним из основных направлений мы считаем селекцию на улучшение вкусовых качеств свинины, в то время как подавляющее большинство племенных компаний не работают в данном направлении.
– Расскажите, что за корма вы используете? Насколько они качественны и безопасны?
– Сложно вести эффективное и прогнозируемое производство, используя покупные корма, поэтому с самого начала все корма мы производим сами на собственном комбикормовом заводе. Мы не используем компоненты, содержащие ДНК животных, зерновые выращиваются на своих же полях, а всё покупное сырьё проходит строжайший контроль.
– Где и под какой маркой можно приобрести вашу продукцию?
– Основное количество произведённых животных мы реализуем в живом весе крупным переработчикам, но для нас очень важна обратная связь с конечным потребителем, поэтому существует магазин «Вишневский бекон», где и представлена наша продукция в розничном формате. Магазин находится в городе Воронеже по адресу: улица 25 Октября, 31.
Даже не стоит сомневаться
Аркадий ПОНОМАРЁВ, член комитета по аграрным вопросам Государственной думы РФ, д. т. н., профессор, член-корреспондент Российской академии естествознания, основатель компании «Молвест»:
«У воронежцев есть прекрасный выбор местных продуктов – как сельского хозяйства, так и переработки. И, во-первых, надо иметь в виду, что местные производители несут ответственность за качество и безопасность своих продуктов в большей степени. Посудите сами, если с продуктом что-то не так, обратиться с претензиями и приехать с проверкой к производителю в родном регионе намного проще, чем искать ответственное лицо где-нибудь в отдалённых регионах России. А во-вторых, поддержка спроса на местные продукты позволяет поддержать развитие местных предпринимателей и аграриев. Именно они сохраняют занятость и создают новые рабочие места. А производители, находящиеся в сельской местности Воронежской области, ещё и помогают в решении социальных проблем села.
Поэтому воронежцам не стоит сомневаться в своём выборе: местным производствам уделяется максимум внимания и контроля, а результат налицо. Местные мясные изделия, сахара, растительные масла, кондитерские изделия, сыры и другие молочные продукты востребованы далеко за пределами Воронежа».