В Воронеже дети избили однокашника до потери сознания. Сейчас в школе проходит служебное расследование. Корреспондент vrn.aif.ru вспомнил подобные громкие случаи буллинга и побеседовал на эту тему с психологом Мариной Морозовой.
«Рассказал, что одноклассник принес нож»
Мать воронежского школьника рассказала, что ее 17-летнего сына избили в школьном туалете. Парня завели в туалет и ударили по затылку, после чего двое подростков избили его ногами, он потерял сознание. Ребенку диагностировали черепно-мозговую травму и ушиб челюсти. По словам жещины, причиной нападения стал рассказ мальчика учителю о том, что одноклассник принес в школу нож, пишет «Моё!».
Мать пострадавшего обвиняет директора школы в безразличии и подала заявления в полицию и региональное Минобразования.
Ситуацию прокомментировали в мэрии, приводя слова администрации школы:
«Администрация образовательной организации после произошедшей в учебное время драки между обучающимися проинформировала об этом управление образования и молодежной политики, а также правоохранительные органы. В соответствии с приказом Минобрнауки от 27.06.2017 № 602, в учреждении в настоящее время продолжается служебное расследование, которое было начато сразу же после инцидента».
Дело не редкое
Драки в школах, которые гремят на весь город, а то и на всю страну, дело не редкое. На днях в СМИ Казахстана появилась история о том, как в городе Семее подростки избивали сверстника и снимали процесс на видео. Ребенок умолял прекратить истязания. Его били ногами и руками, швыряли в снег, прыгали на нем. Юноша плакал, чем только раззадоривал нападавших. Пишут, что полиция уже возбудила уголовное дело.

Четыре года назад подобная история произошла в детском доме под Курганом. Воспитанники издевались над ребенком, который значительно младше их. Они били малыша, тянули его за уши, давали прикурить и заставляли повторять нецензурные слова. Мальчик плакал, но делал все, что просили старшие. Позже стало известно, что в детдоме содержались дети с нарушениями психики. Их пепреселили из Кипельского и Житниковского детдомов в период коронавирусной пандемии.
«Один из подростков помещен в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Курганской области, в отношении второго решение принимается», — цитируют слова правоохранителей коллеги из «КП-Челябинск».
А следующий случай произошел три года назад в Новосибирске. Суд вынес приговор двум школьникам.
«14-летний учащийся вечерней школы признан виновным в совершении преступления, предусмотренного пунктами „а“, „в“ части 2 статьи 163 УК РФ (вымогательство, совершенное группой лиц по предварительному сговору с применением насилия). — Ему назначено наказание в виде 1 года лишения свободы условно, с испытательным сроком 1 год. В отношении еще одного подростка уголовное дело прекращено в связи с недостижением возраста уголовной ответственности», — сообщили в Дзержинском райсуде.
Известно, что еще двое детей присутствовали в процессе издевательств, но проходили по делу как свидетели.
«Проблема, которая калечит судьбы»
«Это очень печальная и тревожная ситуация. Насилие в школах — это серьёзная проблема, и такие инциденты требуют немедленного внимания со стороны администрации школ, родителей и правоохранительных органов.
Крайне важно, чтобы пострадавший получил необходимую медицинскую помощь и поддержку. Реакция директора школы, приводящая к недовольству родителей, подчеркивает необходимость прозрачности и ответственности со стороны образовательных учреждений.
Буллинг в школе — это не просто „детские разборки“, как порой пытаются это представить. Это серьезная проблема, которая калечит судьбы. За каждым случаем травли стоят сломанные жизни: и жертвы, вынужденной жить в страхе, и агрессора, который часто сам является жертвой неблагополучной обстановки», — поделилась психолог, много лет проработавший в школе, Марина Морозова.
Нельзя закрывать глаза на эту проблему, перекладывая ответственность на родителей или учителей. Необходим комплексный подход, включающий:
- Системную профилактику: В школах должны быть четкие правила и последствия за буллинг, а также программы, направленные на развитие эмпатии и уважения.
- Обучение педагогов: Учителя должны уметь распознавать признаки буллинга и эффективно реагировать на них.
- Поддержку жертв и агрессоров: И тем, и другим нужна помощь психологов и других специалистов.
- Активное участие родителей: Важно, чтобы родители знали, что происходит в жизни их детей, и поддерживали их.
В сети на портале прокуратуры можно найти ответ, что делать, если вашего ребенка побили в школе:
«В соответствии со статьей 32 Федерального закона „Об образовании“ образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Кроме того, должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения несут ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
В случае получения телесных повреждений учеником во время учебного процесса необходимо обращаться в органы полиции, а также в прокуратуру по месту нахождения образовательного учреждения».