В полдень 27 апреля на железнодорожный вокзал «Воронеж-1» прибыл Поезд Победы. В путь состав отправился 22 апреля со станции Прохоровка в Белгородской области. Он останавливался во всех регионах Центрального Черноземья, а в Воронежской области – в Лисках и Поворино. Воронеж стал конечной станцией поезда.
Ближе к полудню на перрон центрального вокзала потянулись воронежцы. Большинство – с детьми и внуками. Ровно в 12.00 послышался паровозный гудок и вдали показалось облако пара. Медленно чёрный паровоз военной поры, украшенный ветками сирени, шёл вдоль перрона и тащил за собой вагоны-теплушки. «Родина-мать, встречай сыновей победителей!» - было написано на красном полотнище, украшавшем паровоз.
После остановки из вагонов начали выпрыгивать «солдаты» в гимнастёрках и «офицеры» в кителях военной поры. Спустя минуту они уже вальсировали с девушками в нарядах, напоминавших ситцевые платья сороковых годов.
Главный герой этого действа – паровоз – реальный участник войны. Выпущенный в 1933 году, он вместе с другими машинами того же типа возил солдат и военные грузы, порой – под налётами вражеских бомбардировщиков.
Эти локомотивы вошли в книгу рекордов Гиннеса – они были самой массовой серией паровозов, настоящей рабочей лошадкой войны. У этих машин было важное преимущество – благодаря относительно небольшому весу они могли ходить даже по плохим, на скорую руку собранным путям, что, конечно, было особенно ценно в боевой обстановке.
Этот паровоз восстановлен в 2017 году и, что удивительно, не только ходит в праздничные рейсы, но и выполняет рутинную маневровую и вывозную работу. До сих пор он постоянно находился в подмосковном депо, а осенью будет работать на станции Грязи в Липецкой области.
Как только завершилось представление, горожане и, в первую очередь, конечно, дети стали изучать состав, непрерывно его фотографируя. Сегодня немногие знают, что представляла собой теплушка: обычный деревянный вагон, посредине – печка-буржуйка, по краям – нары из неровных, необработанных досок. Судя по количеству солдат, которое должен был везти один вагон, спать можно было только по очереди или на боку, тесно прижавшись друг к другу, – иначе не поместиться.
Мальчишки и девчонки забрались и на платформу, на которой стояли старый мотоцикл, пушка «сорокопятка» и танк Т-34 – из воронежского сквера рядом с музеем-диорамой.
Поезд включал и ещё один раритет – вагон-салон маршала Ивана Конева. Выпущен вагон был больше века назад – в 1905 году - и в царское время обсуживал Варшавско-Венскую железную дорогу. Неудивительно, что он кажется узким – сделан был под европейскую колею. Лихим ветром Гражданской войны этот вагон занесло в Ростов. Конев стал ездить в нём ещё до войны, в январе 1941 года, когда был назначен командующим Северо-Кавказским военным округом.
Внутри вагон отделан деревянными панелями, со вкусом, но предельно аскетично. Ночевал маршал в тесном кабинете, где были стол и диван. Оттуда дверь ведёт, собственно, в салон с большим столом, за которым можно было обедать или обсуждать боевые планы с коллегами по военному ремеслу. Сегодня вагон имеет постоянную прописку в музее Северо-Кавказской железной дороги и время от времени служит киношникам в качестве съёмочной площадки.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть