С 2008 года 8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. В этот праздник верующие чтут память благоверных Петра и Февронии Муромских — святых покровителей семьи и супружеских уз. Накануне в музее им. И.М. Крамского в Воронеже экскурсовод Анастасия Котикова провела просветительскую беседу, посвященную житию святых (7+). На мероприятии побывал корреспондент «АиФ-Воронеж».
Подвиг Петра
За основу лекции специалист взяла "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Ермолая-Еразма, написанную в середине XVI века. Про детство святых мы ничего не говорится, что не характерно для житийной литературы. Произведение начинается с описания похождения змея-искусителя к жене Павла, старшего брата Петра. Автор говорит, что именно Петр убьет посланника дьявола Агриковым мечом. По одной из версий, название оружия отсылает к переводному византийскому тексту, который был хорошо известен древнерусскому читателю, и, конечно, Ермолаю-Еразму. Петр любил в одиночестве ходить по монастырям. В один из таких дней в Крестовоздвиженском храме князю Петру явился отрок и показал лежащий в расщелине алтарной стены Агриков меч.
То, что оружие, способное убить посланца дьявола, находится в церкви Воздвижения Креста - важно, потому что крест является орудием веры, подчеркнула Анастасия Котикова.
Брак
Петр победил змея, но его кровь попала на раны князя и его тело покрылось язвами. Долгое время Петр не мог найти исцеления от тяжелой болезни. Тогда до него дошел слух, что в Рязанской земле есть удивительные лекари. Туда и отправил князь своих слуг. В селе Ласково посланник князя увидел юную девушку: она ткала холст, а у ее ног скакал заяц. Это и была Феврония.
«Заяц является символом плодородия, а то, что девушка в этот момент ткёт, отсылает нас к Богоматери – по преданию, когда Богородица получила весть о том, что родит Иисуса, в этот момент ткала», - отметила экскурсовод.
Феврония соглашается вылечить Петра, но с тем условием, что он женится на ней. Петр же не хочет брать в жены крестьянку и идет на обман. Недуг князя отступил, но, чтобы до конца излечить болезнь, Петр возвращается к Февронии и женится на ней.
Спустя время после свадьбы умирает старший брат Петра, и князь становится властителем Мурома. Но молодая жена Петра пришлась не по душе боярам. Несмотря на уговоры найти новую знатную супруг, Петр не оставляет Февронию и отказывается от княжения. Но скоро в Муроме начались раздоры, и бояре попросили князя и княгиню вернуться.
Жизнь святых была долгой. В зрелом возрасте они ушли в монастырь, приняв имена Давид и Ефросинья, но не отдалились друг от друга. По преданию, князь и княгиня умерли в один день и были похоронены в одном гробу. История Петра и Февронии считается идеалом супружества и семейной жизни.