Примерное время чтения: 6 минут
201

Границы попутали. Кому понадобился генплан Воронежа с нарушениями?

Кирилл Нестеров / АиФ

На днях в Воронеже взорвалась информационная бомба: город остался без принятого в 2020 году генплана, его признали недействительным – Верховный суд РФ не поддержал строительную экспансию на лесные окраины.

Вот только ни радоваться, ни грустить по этому поводу не приходится. В ближайшие 20 лет воронежцы всё равно не поедут в трамвае по Южному мосту, заботливо нарисованному проектировщиками. А леса в любом случае будут вырубаться и застраиваться – потому что это нужно тем, кто сегодня реально управляет городом.

До самых до окраин

Документ, регламентирующий городскую застройку на два десятилетия вперёд, обошёлся бюджету в 55 млн руб. и был принят гордумой под занавес 2020 года. Общественники и некоторые депутаты активно возражали, но их не никто не слушал.

Согласно генплану, Воронеж продолжит подминать под себя окраины – новые высотки должны строиться на Ильюшина, Острогожской, Антонова-Овсеенко. При этом те, кто купит там квартиры, так и будут ездить на работу в центр, загружая городские магистрали. Зато нарисованы два новых моста через водохранилище, а трамвайные пути начерчены даже там, где их не было до уничтожения в нулевые. Вот только веет от всего этого знакомыми маниловскими ароматами. Те же мосты были обозначены и в прежнем генплане. И где они? Вся надежда – на федеральный центр, но ему сегодня явно не до воронежского водохранилища.

Декларируется, что Воронеж станет более зелёным. Между тем будут застраиваться поля СХИ, пройдёт дорога через Нагорную дубраву и т. д. Так откуда же взяться зелени? Оказалось, что проектировщики и чиновники просто-напросто прирезали к городу 880 гектаров соседних лесов.

«В 2020 году ведомство рассмотрело и не согласовало проект генплана Воронежа, так как в нём планировалось увеличение территории города за счёт земель лесного фонда, - рассказал глава Рослесхоза Иван Советников. – Несмотря на отсутствие согласования, городские власти включили земли лесного фонда в границы города, что привело к неправомерному изъятию земель из собственности Российской Федерации».

Верховный суд удовлетворил жалобу ведомства и отменил принятый генплан. Так для чего же был внедрён столь сомнительный «документ»? Вероятно, строителям – а их интересы представляет едва ли не треть городских депутатов– остро не хватает земли. При этом реновация ветхих кварталов идёт ни шатко ни валко – расселять их долго и дорого. Гораздо проще изменить назначение земельного участка на окраине и вырубить лес под стройплощадку.

Всё поправимо

Казалось бы, суд восстановил справедливость, но праздновать победу было бы наивно. Прошлый генплан тоже принимали с нарушениями – так, его отказалось согласовать Министерство природных ресурсов и экологии: в документе не была указана необходимая информация о землях лесного фонда, границах зон подтопления и т. п. Тем не менее все 2010-е годы Воронеж рос в ширину ошеломительными темпами.

В мэрии подробных комментариев сейчас не дают.

«Администрацией Воронежа пока не получено решение суда, - отметила пресс-служба города. – Как только материалы поступят, их изучат профильные специалисты. По итогу этой работы будет принято решение о дальнейших действиях».

Впрочем, даже если границы приведут в порядок, это вряд ли всерьёз помешает интересам строительного бизнеса. У нас ведь не советская, а рыночная экономика, и генплан – отнюдь не догма: прошлый был изменён едва ли не на 80%. Те же депутаты при необходимости скорректируют документ, а муниципалитет договорится с Рослесхозом.

Конечно, возникает вопрос: зачем вообще нужно тратить десятки миллионов рублей на генплан, если он легко обходит закон и так же легко корректируется в интересах бизнес-кланов? Но воронежские чиновники и депутаты не привыкли вдаваться в такого рода объяснения, а предпочитают рассказывать горожанам про Южный мост, речной трамвай, метро, метробус и т. д.

Много нарушений

Эколог Марина Бережная:

«Во-первых, ни власти, ни проектировщики не проанализировали выполнение предыдущего генплана 2008 года. Во-вторых, прежде чем что-то планировать, необходимо подготовить экономико-демографическое обоснование, но этим тоже никто не озаботился.

Что же касается новых городских территорий, экологи и общественники долго боролись за создание «зелёного пояса» в соответствии с федеральным законом о защите окружающей среды. Наши предложения учли только на 10-15%. Строители блокировали слушания – привозили заранее на автобусах рабочих, которые занимали все кресла и забивали зал.

Территории зелёных насаждений включили в генплан как озеленённые территории общего пользования. А ведь это или федеральные или региональные земли. Какое у них право лезть в чужой огород?

Норматив для города-миллионника – 16 кв. метров озеленения. На каждого жителя города приходится 8,7 кв. метра – и, прежде всего, за счёт окраин. Т. е. мамочка с коляской каждый день должна преодолевать 15-18 км. Причём за 20 минут: по нормативу, это максимальное время, которое должен тратить горожанин, чтобы дойти до ближайшего парка или сквера.

Есть множество нарушений, которые перекочевали из старого генплана. Например, категорически нельзя ничего строить в дельте реки Воронеж – из-за нестабильного грунта. А ведь там уже стоят 17-этажки.

Отмена генплана – это провал городской администрации и, без сомнения, Вадим Кстенин очень вовремя ушёл в отставку. Но все виновные должны быть привлечены к ответственности!»

Кланы не договорились

Депутат гордумы Андрей Померанцев:

«Сам судебный спор о генплане – это реализация межклановой борьбы. У меня к генплану совершенно другие претензии. Он предполагает превращение города в один большой спальный район. Если не предусмотрено создание промышленных предприятий, чем будут заниматься горожане, кроме как спать и есть?

Промышленность выводится за пределы города, и это создаёт много проблем. В советское время жильё для сотрудников строили рядом с предприятиями. На работу люди шли пешком. А сейчас нужно доехать до офиса в центре, а оттуда – на служебном автобусе в Масловскую промзону. Человек четыре раза в день загружает транспортную инфраструктуру. По сути, нет и социальных объектов, они предусмотрены чисто формально. А это ведёт к тому, что приходится пускать транспорт, чтобы возить детей в школы.

Генплан предполагает, что исторический центр будет сильно расти в высоту. Дескать, нужно, чтобы город рос вверх, а не вширь. Но здесь должен быть компромисс. Наверное, где-то нужно увеличивать высотность, но ни в коем случае не в центре. Город не должен превращаться в каменные джунгли. Центр должен сохранять самобытность.

А территория… Просто хозяйствующие субъекты не договорились, что-то недорешали, кого-то обделили, и он надумал показать своё фи – довёл дело до суда. Так что захват федеральных земель – это тоже проблема, но, наверное, последняя в длинном списке».

Сколько жилья строится в Воронежской области?

2012 год - чуть больше 1 млн кв. м;

2017 год - 1, 7 млн кв. м;

2022 год – 1,9 млн кв. м;

2023 год – 2,14  млн кв. м.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах