«Национальный совет такси» (НСТ) направил в ФАС письмо с жалобой на завышении цен на Lada Granta и Lada Vesta для таксомоторных перевозок. Ассоциация просит антимонопольную службу дать оценку законности таких действий «АвтоВАЗа», следует из документа от 18 февраля, подписанного исполнительным директором НСТ Наталией Лозинской. Письмо есть в распоряжении «Ведомостей», представитель ассоциации подтвердил его отправку. В пресс-службе ФАС ответили, что обращение получено и в настоящее время рассматривается.
Срок окупаемости авто превышает пять лет
В документе НСТ отмечается, что доля продукции «АвтоВАЗа» в пассажирских перевозках «постоянно растет» и уже составляет 50% в ежегодном притоке автомобилей такси. Как считает Лозинская, это формирует финансовую зависимость перевозчиков от ценовой политики одного производителя.
В обращении также приводится информация Аналитического центра при правительстве, из которой следует, что Lada Granta за 2021–2023 гг. подорожала почти в 1,6 раза, а Lada Vesta – в 1,8 раза. За тот же период средняя стоимость автомобиля эконом-класса в России выросла только на 28%, говорится в письме.
«Бесконтрольное повышение цен не является обоснованным и экономически подтвержденным, в связи с чем считаем, что действия «АвтоВАЗа» ущемляют интересы перевозчиков и наносят долгосрочный ущерб таксомоторной отрасли», – пишет глава «Национального совета такси». В результате это приводит к убыткам перевозчиков, вынужденной ликвидации малых и средних таксопарков и сокращению рынка перевозок, подчеркивает Лозинская.
Представитель «АвтоВАЗа» ответил «Ведомостям», что в компании не видели текста жалобы. Собеседник отметил, что волжский автозавод не является доминирующим поставщиком машин для такси.
По информации аналитического агентства «Автостат», средневзвешенная цена нового легкового авто в России за 2024 г. выросла на 6% к 2023 г. до 3,12 млн руб. При этом за прошедшие с 2020 г. пять лет этот показатель практически удвоился.
Представитель Минпромторга отметил, что министерство «находится в контакте» с дилерским сообществом и отечественными автопроизводителями, контролируя соблюдение ответственной ценовой политики и исключая необоснованное завышение цен на авто.
«Полная монополизация поставок машин такси»
Обращение НСТ связано с законодательной инициативой, которая может еще больше усилить позиции «АвтоВАЗа» на рынке таксомоторных перевозок.
Речь идет законопроекте, который наделит правительство правом устанавливать требования по уровню локализации легковых автомобилей такси.
После того, как законопроект был принят в первом чтении в январе прошлого года, многие деловые и общественные объединения выступили против и предложили различные дополнения к инициативе.
Принятие законопроекта будет означать полную монополизацию поставок машин такси «АвтоВАЗом», говорится в письме НСТ. В результате, как считают в ассоциации, на рынке пассажирских перевозок, где предложением управляет один производитель, выпуск автомобилей будет ограниченным, а их качество станет хуже.