На прошлой неделе мэр Вадим Кстенин объявил о своём уходе с поста главы Воронежа.
С одной стороны, заявление прозвучало неожиданно – у градоначальника были свои достижения и хорошие оценки от федеральных рейтинговых агентств. С другой – многие хозяйственные вопросы так и не нашли должного решения и даже обросли «бородой».
«Лучший в истории»
Да, на этот раз не было ни громких коррупционных разоблачений, ни выволочек со стороны губернатора. Да, городские соцсети полны возмущений по поводу общественного транспорта, дырявых дорог и грязных дворов, но ведь воронежцев давно никто не спрашивает – год назад гордума благополучно переизбрала Вадима Юрьевича на новый срок.
О карьерном взлёте тоже говорить не приходится: пост директора «РВК-Воронеж», куда решил перейти мэр, - вряд ли можно считать картерным взлётом. Срочно понадобилось освободить кресло, слишком тяжёлым стал перегруженный воз, или есть какие-то другие, не ведомые простым смертным причины?
Чиновники, отвечавшие за имидж Вадима Кстенина, без обиняков называли его «лучшим мэром в истории Воронежа». И ему, действительно, есть что записать в актив.
«Мы смогли очистить бюджет от многомиллиардных долгов перед банками, построить детский спортивно-образовательный центр и 19 других спортобъектов, 11 школ (включая пристройки), 24 детских сада, а также 11 пристроек к образовательным учреждениям,- написал мэр в своём ТГ-канале. – Привели в порядок тротуары на десятках улиц и сотни километров городских магистралей, а также создали восемь новых дорог».
Кстенин упомянул развязку на 9 Января и реконструкцию остужевской развязки, семь реконструированных и построенных путепроводов, 260 закупленных больших автобусов, благоустройство 363 дворов, реконструкцию площади Победы, проспекта Революции, парков «Орлёнок» и «Дельфин», привлечение миллиардов частных инвестиций в решение важных для горожан задач.
Выше крыши
Но одновременно Воронеж так и остаётся городом контрастов: даже тротуары крупнейших улиц за пределами центра – 9 Января, Московского и Ленинского проспектов – в изрядном запустении.
Большие и современные автобусы муниципального «Воронежпассажиртранса» выполняют уже четверть перевозок. Но частный парк всё больше приходит в упадок. Неслучайно в рейтинге компании SIMETRA по качеству общественного транспорта Воронеж занимает 78 место из 100 крупнейших городов без учёта Москвы и Петербурга и последнее место среди городов миллионников и областных центров Черноземья.
Отдельные эксперты пугают, что будет ещё хуже: автобусов на улицах становится всё меньше, а резкое подорожание проезда, анонсированное мэрией, очень не понравится горожанам, да и вряд ли сделает работу транспортников лучше: проходили, и не раз.
Возможно, могла бы помочь система брутто-контрактов, когда деньги за проезд перечисляются в бюджет, а уже тот расплачивается с перевозчиками. Чиновники говорят про неё все шесть лет руководства Кстенина, но каждый раз ссылаются на нехватку средств в казне. Хотя, к примеру, в соседнем Курске деньги нашлись.
Кто-то подтвердит, что причина действительно в дефиците бюджета, ведь Воронеж напрямую зависит от областного и федерального финансирования. Но вот что отвечал сам Вадим Юрьевич на вопрос «АиФ-Воронеж»: «Сегодня нет сложностей с финансированием наших социальных обязательств или с капитальными вложениями».
Кстати, принятый в 2020 и рассчитанный до 2041 года генплан не решает насущные проблемы миллионника – по-прежнему не будет хватать зелёных зон, всё так же будут застраиваться окраины, а новосёлы – стоять в пробках по пути в центр.
Да и череда более-менее удачных реконструкций скверов, улиц и площадей закончилась конфузом с Петровской набережной. Соцсети заполонили видео и фото огромных щелей между потрескавшимися плитками, незакреплённых панелей и прочего брака – при том, что работы уже обошлись в миллиард рублей, а сдача объекта переносилась пять раз.
Фекальные потопы стали неотъемлемой частью городского пейзажа. Ещё в 2011 году, когда Вадим Кстенин руководил областным ЖКХ, водопровод и канализацию отдали в концессию фирме «Росводоканал», с тех пор она продолжает прирастать городской коммуналкой. Сами чиновники не раз отмечали, что темпы восстановления сетей явно недостаточны. При этом Воронеж пролетает мимо федеральной программы модернизации ЖКХ – концессионерам бюджетное финансирование не положено. Словом, проблем остаётся выше крыши. И захочет, а главное сможет ли их решить тот, кого «назначат» на новенького?
Изменений не ждите
Политолог Владимир Киреев:
«Вадим Кстенин – первый мэр, избранный городской Думой. Поэтому логика работы администрации определялась не столько интересами горожан и не государственной необходимостью, а целями различных групп местного бизнеса. Отсюда и застрявшая на полпути транспортная реформа, и непродуманная застройка окраин, и индульгенция для коммунальных кланов. Дело не в личности Вадима Кстенина, а в самой структуре – поэтому не стоит ждать, что его преемник будет работать лучше».