Примерное время чтения: 11 минут
309

Жизнь «до» и «после». Как пандемия отразилась на рынке труда

Коронавирус повлиял практически на все сферы жизни человечества, разделил жизнь планеты на «до» и «после». Не исключением стала и сфера трудоустройства. О том, как работает программа профессионального обучения людей, пострадавших из-за COVID-19, расскажут и ее организаторы, и участники.

Последствия пандемии

Пандемия стала серьезным испытанием для всего мира. Страх за жизнь и здоровье  - свое и своих близких – вошел практически в каждый дом. Особенно это было заметно во время весеннего локдауна, когда стремительно опустели улицы и магазины, закрылись кафе и кинотеатры, реже стал ходить общественный транспорт. Но для многих россиян гораздо страшнее болезни оказались ее последствия.

Из-за пошатнувшейся экономики многие предприятия были вынуждены сокращать персонал, а кое-кто попросту закрыл бизнес. Туристическая,  развлекательная и спортивная отрасли, сфера услуг и общепит – в той или иной степени все они пострадали от последствий коронавируса. Для граждан, оказавшихся лицом к лицу с перспективой оказаться в затруднительной финансовой ситуации, государство запустило программу по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, под названием WorldSkills Express («Ворлдскиллс Экспресс»).

Созданная усилиями сразу нескольких ведомств - Министерства просвещения России, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федеральной службы по труду и занятости и Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы» -  она предназначается для целого ряда категорий граждан: тех, кто столкнулся с реальной перспективой увольнения; тех, для кого этот грустный этап уже был пройден; выпускников образовательных организаций и т.д. Сумма средств, выделенных государством на эти цели, составила более 2,9 млрд. рублей.

На такую инициативу откликнулись все 85 российских регионов, ведь проблема нестабильности на рынке труда является общей. В связи с неблагоприятной эпидобстановкой программа предусматривает, в том числе, и дистанционный способ получения знаний, если это возможно в силу специфики выбранной профессии, или в центрах обучения Worldskills, на базе 1,2 тыс. колледжей. Само собой, обучение для участников является бесплатным. Его длительность составляет 144 часа, после чего обучающиеся сдают демонстрационный экзамен и получают Skills-Паспорт с профилем конкретной профессиональной компетенции и документ, подтверждающий полученную квалификацию.

О том, что такая инициатива нужна и востребована, свидетельствовали факты: в короткие сроки на сайте express.worldskills.ru  оставили заявки на переобучение, ни много, ни мало, 110 тыс. человек более чем по 170 профессиональным компетенциям. 32 тыс. человек уже «сели за парты» и получают знания. Остальных планируется обучить еще до конца года.

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

За новой специальностью

Программа оперативно заработала и в Воронежской области согласно  распоряжению регионального правительства № 1332-Р от 13 октября 2020 г.  Квота составила 1397 человек. Однако число желающих превысило этот лимит: заявки на обучение подали более 1770 претендентов. Организаторам (а в нашем регионе эта обязанность возложена на ГАУ ДПО ВО «Центр опережающей профессиональной подготовки») пришлось зачислить в резерв всех, кто не попал в основной состав, в надежде на то, что программа будет продолжена и в следующем году.

Кроме выпускников вузов,  а также лиц, находящихся под риском увольнения или людей, уже лишившихся работы, на участие в программе могли претендовать индивидуальные предприниматели, закрывшие свой бизнес не ранее 30 марта 2020 года, а также граждане, занятые в отраслях, пострадавших от последствий коронавируса. Кроме того у претендентов должен был отсутствовать опыт аналогичного обучения в течение года.

Что интересно,  отсутствовал возрастной ценз: отбор шел лишь по профессиональным направлениям и «степени ущерба», нанесенного, той или иной сфере деятельности, пандемией. Таким образом, государство давало шанс начать «с чистого листа» и вчерашним студентам, и сложившимся, зрелым людям.

«Специальная федеральная программа обучения для граждан старше 50 лет, а также лиц предпенсионного возраста «Навыки мудрых» является частью федерального проекта «Старшее поколение» нацпроекта «Демография», - рассказывает заместитель генерального директора Союза по подготовке кадров, директор Академии WorldSkills Светлана Крайчинская. - Большинство компетенций предполагает, что специальность  человек может получить «с нуля» либо освоить дополнительный профессиональный навык».  

Обучение разделили на две больших категории:

·      профессиональное обучение (по профессиям рабочих, должностям служащих);

·      дополнительное профессиональное образование (для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование).

Внутри этих категорий студент мог выбрать одну из 29 компетенций по самым разным направлениям, таким как поварское или кондитерское дело, облицовка плиткой или кирпичная кладка, малярные и декоративные работы, мехатроника, агрономия, ветеринария, предпринимательство и многое другое. Полный список компетенций и подробным описанием их специфики можно   найти на сайте copp36.ru. Самое главное, что специальности выбирали по принципу их востребованности в регионе работодателями, ведь задумывалась программа не «для галочки», а для вполне конкретной цели: помочь найти новую работу.

Наибольший интерес у студентов вызвали специальности «Веб-дизайн и разработка» (по ним  подано 503 заявки), «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» (167 заявок), «Графический дизайн» (116 заявок). Наименее востребованными оказались «Документационное обеспечение управления и архивоведение», «Физическая культура, спорт и фитнес» и «Мехатроника».

«Рынок труда в условиях распространения коронавирусной инфекции сильно изменился, - рассказывает директор ГАУ ДПО ВО  «Центр опережающей профессиональной подготовки»  Евгения Михалева. - Профессии, популярные ранее – ушли на второй план, их сменили совсем другие специальности. Не все компании смогли перестроиться и сохранить полный штат сотрудников, а у некоторых компаний напротив -  появились вакансии, но оказался дефицит кадров. Упал и общий уровень компетенций у студентов, завершивших обучение в 2020 году, так как в связи пандемией проходить практику на том или ином предприятии стало затруднительно, а для рабочих профессий этот момент является ключевым. В связи с вышесказанным, подобные краткосрочные программы подготовки и переподготовки стали своего рода выходом, который государство предложило гражданам, столкнувшимся с проблемами на рынке труда. Буквально за месяц у человека появилась возможность освоить новую профессию или повысить свои навыки в уже знакомом ему деле».

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Перестроились в сжатые сроки

Так как подобная программа в регионе реализуется впервые, не обошлось без накладок: пострадала нормативно-правовая база, число справок, подтверждающих статус «пострадавшего от последствий пандемии» и необходимых для участия в образовательном процессе, на первых порах просто зашкаливало. Однако организаторы приняли меры и в сжатые сроки разработали качественные программы подготовки, запустили платформу для ускорения процесса регистрации и передачи данных в центры обучения и направления групп на демонстрационный экзамен.

Несладко пришлось и центрам обучения, принявшим на себя основной удар. В короткие сроки им пришлось перестроить свой образовательный процесс для того, чтобы принять группы на обучение и обеспечить им качественное освоение программы. К слову, в Воронежской области ими стали сразу 16 колледжей, техникумов и вузов для оффлайн обучения, а  9 Федеральных центров были избраны для онлайн формата.

Одним из учебных заведений, включившихся в программу, стал Воронежский техникум пищевой и перерабатывающей промышленности. Здесь воронежцев учат сразу по трем компетенциям: «Кондитерское дело», «Поварское дело» и «Хлебопечение».

Образовательный процесс проходит как в виде лекций и семинаров, так и в виде практических занятий с закреплением полученных знаний в лаборатории техникума, оснащенной по последнему слову техники. Преподаватели, которые ведут обучение по этим направлениям, имеют сертификаты экспертов сообщества WorldSkills Россия, а также обладают опытом проведения региональных чемпионатов профессионального мастерства и демонстрационных экзаменов по вышеупомянутым стандартам.

По окончании обучения слушатели как раз и сдают подобный экзамен, успешное подтверждение которого подтверждает уровень освоения профессиональных навыков. Документальным свидетельством полученных знаний является Skills-Паспорт с профилем профессиональных компетенций и документ о квалификации, соответствующий виду программы обучения.

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

«Настроены решительно»

«Люди, подавшие заявки на обучение настроены весьма решительно, - отмечает Екатерина Климова, эксперт WorldSkills Russia по компетенции «Кондитерское дело». - Тем более что эти программы профобучения и дополнительного профобразования достаточно короткие и рассчитаны примерно на четыре недели. Мы уверены, что такая мера поддержки занятости населения позволит желающим приобрести дополнительные профессиональные навыки для повышения конкурентоспособности на рынке труда как в настоящее время, так и с прицелом на будущее».

Ее слова подтверждает и мнение самих участников программы, с которыми нам удалось побеседовать:

«Мне захотелось освоить новую профессию, - рассказывает Елена Шипилова, которая выбрала для себя направление «Социальная работа». -  В процессе обучения я поняла, что, помимо получения базовых знаний, это поможет мне усовершенствовать уже имеющийся опыт в области педагогики и психологии, а также умение работать с детьми, и находить индивидуальный подход к каждому ребёнку. Ведь в настоящее время, чтобы обучать детей профессии, при этом их заинтересовать, важно идти в ногу со временем. В связи со сложной ситуацией, сложившейся сегодня на рынке труда, имеет смысл повышать свое профессиональное мастерство, осваивать новые знания, чтобы оставаться не просто среднестатистическим сотрудником, а работником, который всесторонне развит и может успешно конкурировать с другими претендентами на конкретную вакансию».

А вот что рассказывает Полянская Елена, которая проходит обучение по компетенции «Дошкольное воспитание»:   

«На данный момент я не трудоустроена, поэтому для меня это - уникальная возможность получить новую профессию. К слову, направление «Дошкольное воспитание» я выбрала неслучайно:  у меня два сына  - 13 лет и 4,5. Младший ходит в детский сад. И подобное профильное образование – прекрасная возможность увидеть все «изнутри». Мне всегда было любопытно, почему одни воспитатели любят детей, а другие к ним равнодушны. И почему воспитатели, которые не нравятся взрослым, напротив – вызывают такой восторг у детей. Если говорить о самом процессе обучения, то он проходит в онлайн-режиме с помощью Скайп. В личном кабинете на сайте https://copp36.ru выкладываются задания. Мы постоянно держим обратную вязь с преподавателями – все они открытые и дружелюбные, охотно консультируют по любым дополнительным вопросам.  Такой формат обучения весьма удобен для меня: он позволяет экономить время на дорогу и уделять его детям. Кроме того, так безопаснее, учитывая сложившуюся эпидобстановку».

Одним из неоспоримых плюсов программы стала возможность для потенциальных работодателей присутствовать на демонстрационном экзамене и знакомиться с потенциальными сотрудниками, оценивая их не по сухим строкам из резюме, а сразу, лицом к лицу.

А для рядовых воронежцев это стало вторым шансом на достойную жизнь. И речь не только о материальной стороне вопроса, хотя и она весьма важна.  Чувство востребованности, компетентности, участия в жизни социума – бесценно для каждого человека. Оно позволяет чувствовать себя полноценным гражданином своей страны, наполняет жизнь смыслом, дает чувство удовлетворения от каждого прожитого дня.  

Оцените материал
Оставить комментарий (0)