153

«Стали понимать своего ребенка». Как в Воронеже помогают «особенным» детям

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это особенности развития, которые сопровождают человека всю жизнь, однако обучать людей с РАС, адаптировать их к реальной жизни – можно и нужно. О том, какая работа ведется в этой сфере в Воронежской области – в нашем материале.

Начать новый путь

В момент, когда родители понимают, что у ребенка есть ментальные особенности развития, когда они получают конкретный диагноз, для многих из них рушатся надежды и планы на жизнь, уходит почва из-под ног. Поэтому распространение информации об этих расстройствах и особенно о способах помощи детям с РАС – это важная, полезная деятельность, помогающая родителям справиться с потрясением и начать новый путь воспитания и обучения ребенка.

Для людей с расстройствами аутистического спектра характерны сложности в общении с другими людьми, потребность в ритуальном поведении и повторении привычных действий, слишком сильная реакция на громкие звуки или агрессию окружающих – вот лишь некоторые из симптомов этого расстройства. Однако все это не повод отчаиваться и падать духом. С такими детьми в Воронежской области работают, лечат и адаптируют к обычной жизни.

Фото: Парус надежды

В Воронежской области первые попытки оказывать помощь детям с расстройствами аутистического спектра были сделаны руководством центра реабилитации «Парус надежды» - в 2003 году там сформировали группу из 10 детей.

Однако системная реализация подобной работы в рамках официальной комплексной программы помощи людям с расстройствами аутистического спектра стартовала лишь в 2013 году по инициативе губернатора Алексея Гордеева.

И действительно, учреждения, оказывающие коррекционную помощь, становятся для таких семей и путевкой в жизнь, и вторым домом. Одно из них - «Парус надежды». Помощь семьям, в которых растут дети с расстройствами аутистического спектра, там оказывают самую разную: медицинскую, социальную, психологическую, педагогическую и юридическую. В течение года в «Парусе надежды» проходят реабилитацию по индивидуальным программам более 2 200 детей с ограниченными возможностями здоровья.

«Перечень направлений, по которому мы работает с ребятами, очень широк. Это, например, предпрофессиональная подготовка, которая проводится в швейной и гончарной мастерских, мастерской народных промыслов,  - рассказывает Ирина Петрова, руководитель Автономного учреждения Воронежской области «Областной центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус надежды». - Это и художественная резьба по дереву, и бисероплетение, и скрап-букинг, и гарденотерапия. Для детей с расстройствами аутистического спектра проводятся занятия по адаптивной физической культуре, плаванию, иппотерапии, театротерапии. Педагогический коллектив занимается историко-патриотическим воспитанием ребят, ведет музейно-педагогическую реабилитацию. Дети посещают музеи и театры, ездят на экскурсии и ходят в кино, раскрывают в себе вокальные и театральные таланты».

В «Парусе надежды» работа ведется не только с детьми, но и с семьями, в которых они воспитываются. Для родителей проводится тренинг родительских навыков по программе ранней помощи «Ранняя пташка»   (EarlyBird), организовано дистанционное консультирование для поддержки семей из отдаленных районов Воронежской области, работает «Школа родителей». Группы дневного пребывания позволяют родителям оставить ребенка на несколько часов, освобождая время для решения насущных бытовых вопросов.

«Мы прошли обучение по родительской программе, - рассказывает Виктория, мама ребенка с аутизмом, - и педагоги буквально научили нас понимать собственного ребенка. В итоге у нас сложилось конкретное представление того, как воспитывать и развивать дочку. И результат не заставил себя ждать: сейчас ребенок готовится переходить в детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Фото: Воронежский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции

Особый процесс

Еще одним из ведущих учреждений в данной сфере является КОУ ВО «Воронежский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции». Именно тогда в здании бывшего детского дома была создана специальная школа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В 2012 году в жизни школы-интерната началась новая страница – учреждение получило статус Воронежского центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции. В том же году было открыто новое направление - помимо детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в центре стали получать образовательные и реабилитационные услуги дети с расстройствами аутистического спектра. Ежегодно здесь обучают около 170 ребят с особыми образовательными потребностями.

«Да, действительно, в сравнении с другими регионами страны, в Воронежской области ведется системная, планомерная работа по созданию специальных условий для получения качественной помощи семьями, воспитывающими детей с расстройствами аутистического спектра. Важно отметить, что многие сервисы для этих семей, реализуются за счет государства и для родителей бесплатны. Кроме того, большое внимание уделяется формированию инклюзивной культуры, без которой невозможно себе представить современное общество», — отмечает первый заместитель руководителя департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Галина Петровна Иванова.

Работа ведется по нескольким направлениям. Первым из них является подготовка детей к школьному обучению. Процесс этот особый и требует специального подхода, так как вхождение ребенка с особенностями развития в школьный образовательный процесс достаточно болезненное. И потому сначала специалисты центра формируют у воспитанников так называемое школьное поведение. К делу подключаются педагог-психолог и учитель-логопед, которые с помощью интерактивной системы «Оптимузыка» стимулируют сенсорные системы ребенка, развивают двигательную активность, снимают эмоциональное напряжение.

Учитель-дефектолог: с помощью дидактических, методических и игровых методик он воспитывает у ребенка социальные отношения и коммуникативные умения. Лего-терапевт на занятиях по конструированию  развивает познавательные, изобразительные, игровые навыки и совершенствует мелкую моторику. К слову, ребята даже занимаются со специально обученными собаками, которые воспитывают чувство безопасности, помогают преодолевать фобии и трудности в общении с другими людьми.

Помимо подготовки к школьному обучению в «Воронежском центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции» оказывают помощь и детям дошкольного возраста. Для этого в учреждении создано специальное подразделение, под названием «Лекотека». Начиная с двухлетнего возраста здесь социализируют детей, «готовят базу» к дальнейшей полноценной учебе, обучают и родителей, как «подыскать ключи» к собственному ребенку и впоследствии правильно взаимодействовать с ним, в том числе и в форме игры.

В данной образовательной организации реализуются девять адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  и расстройствами аутистического спектра, работает служба коррекции и психолого-педагогического сопровождения.

Есть и методико-оздоровительный отдел, где каждый воспитанник получает необходимую медицинскую поддержку в лице квалифицированных врачей и медсестер. Обучающиеся занимаются здесь лечебной физкультурой на специальном оборудовании, проходят курсы оздоровительного массажа и физиотерапии, пьют кислородные коктейли.

По словам администрации учреждения, главным секретом успеха работы центра является сочетание прекрасной материально-технической базы и нестандартного подхода к оформлению учебного процесса, а также использование современных российских и зарубежных педагогических методик.

«За последние 10 лет нашим педагогическим коллективом была создана комплексная образовательная модель обучения детей с расстройствами аутистического спектра от 2 до 23 лет. Аналогов ей вы не найдете, - рассказывает Марина Игнатова, директор КОУ ВО «Воронежский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции». - Кроме того, принимая во внимание проблемы профессиональной ориентации таких детей, а также вопросы социальной адаптации выпускников, с 2017 года в структуре центра функционирует отдел дополнительного образования и профориентации, где ребята, уже закончившие школьное отделение центра, могут еще два года заниматься по дополнительным общеобразовательным программам».

Слова директора подтверждаются и отзывами родителей:

«Когда мы пришли в первый класс, мой ребёнок боялся новых мест и незнакомых людей. Он мало разговаривал и плохо выговаривал слова. Однако здешним педагогам удалось найти подход к сыну, заинтересовать его.  Кроме того, здесь много кружков и постепенно сын заинтересовался фотоделом. Отношение к музыке здесь тоже особое. Поют все: учителя, дети, администрация. Раньше ребенок боялся громких звуков и не любил музыку, но ему смогли привить желание участвовать в концертах. Ради этого он научился терпеть громкие звуки и музыку, пытался говорить чисто, чтобы петь. Это помогало ему с желанием заниматься у логопеда, в классе и дома».

Лучшей наградой для педагогов является прогресс и успехи воспитанников, ведь следующей ступенью их развития является инклюзивное образование.

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Сегодня в системе инклюзивного образования Воронежской области для 85 дошкольников с аутизмом создано 14 «ресурсных групп» и для 260 обучающихся школьников – 36 «ресурсных классов».

«Ресурсные группы» и «ресурсные классы» - это оптимальная модель реализации инклюзивного образования в обычном детском саду или обычной школе. Помимо учебного класса или группового помещения в такой образовательной организации есть ещё специально оборудованные игровое пространство и сенсорная комната - место, где ребёнок может не только отдохнуть и побыть в уединении, но и поиграть, пообщаться со сверстниками. «Ресурсные классы» очень напоминают привычные всем школьные классы, с той только разницей, что двухместные парты рассчитаны на ученика с особенностями развития и тьютора – педагога, индивидуально сопровождающего его в течение учебного дня.

Любое ярко выраженное нарушение развития ребенка – это, безусловно, испытание для семьи, но в Воронежской области созданы все условия, чтобы семьи, в которых растут дети с аутизмом, не чувствовали себя брошенными.

«Исследования показывают, что рано начатые программы помощи, в которых участвуют не только педагоги, но и вся семья, оказываются наиболее эффективными, - рассказывает Ольга Недорезова, директор Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. - Ведь совместные, слаженные усилия высококлассных специалистов и ответственных родителей дают самые устойчивые, стабильные результаты, позволяют адаптировать ребенка в социуме и повысить качественный уровень жизни семьи. И практика подтверждает, что секрет успеха именно в этом».

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых