Защитные и ограничительные меры, веденные в условиях пандемии COVID-19, вызывают немало вопросов, связанных с правами потребителей их гарантиями, установленными законодательством РФ.
Одну их таких ситуаций комментируют специалисты юридической службы региональной общественной приемной «Единой России».
«Сейчас кассиры магазинов и супермаркетов требуют от покупателей, чтобы те обязательно надевали маски, иначе их не будут обслуживать. Насколько это законно?»
«В силу введённых ограничительных мер, направленных на снижение рисков распространения новой коронавирусной инфекции, все граждане, находясь на территории торгового объекта, обязаны подчиняться требованиям Роспотребнадзора по соблюдению санитарно-противоэпидемических мер, в числе которых - ношение масок в качестве средства защиты барьерного типа.
Это означает, что ношение масок на таких объектах обусловлено введением режима их обязательного использования. Такой режим устанавливается решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, исходя из эпидемиологической ситуации, сложившейся на территории региона. В числе вводимых ограничительных мер предусматривается обязательное ношение масок в общественных местах.
Обратите внимание! При введении масочного режима любое появление в общественном месте без маски будет иметь признаки противоправного действия, направленного на создание угрозы не только собственной безопасности, жизни и здоровью, но и безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Исходя из этого, просьбы, к примеру, продавца или водителя общественного транспорта надеть маску не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей. При этом граждане, являющиеся одновременно потребителями - участниками отношений, регулируемых законом о защите прав потребителей, не выполняющие требования о ношении масок при посещении общественных мест, включая торговые объекты, как элемента введенных в установленном порядке правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, могут быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».