Примерное время чтения: 7 минут
150

«Отчёты учителей - большое зло». «Новые люди» - о проблемах образования

Хотя образование сейчас стремительно развивается, появляются новые методики и технологии, существует много проблем и преград в этой сфере. К тому же  близится очередной учебный год, к которому нужно готовиться уже сейчас.

Круглый стол по проблемам среднего и высшего образования провели в Воронеже организатор российского педагогического движения «Школа – наше дело», руководитель и главный редактор издательского дома «Первое сентября», член исполкома политической партии «Новые люди» Артем Соловейчик и его соратники.  

Эксперты рассказали, почему нужно единое Министерство обрнауки, что позволит преподавателям улучшить учебный процесс и почему учащимся надо дать самостоятельность и свободу выбора.

Задача – дать самостоятельность

Фото: Партия «Новые люди»

В круглом столе участвовали активисты регионального отделения партии «Новые люди»: руководитель Центра развития внешнеэкономической деятельности Торгово-промышленной палаты Воронежской области, экс-руководитель Центра обеспечения и развития образования Евгений Зуев, преподаватель Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского Дмитрий Казарцев, преподаватель РЭУ им. Плеханова Андрей Степаненко, бизнес-тренер и руководитель практико-ориентированного проекта «Моя карьера» Екатерина Бакланова.

Главный спикер Артем Соловейчик продолжает дело отца – известного педагога, издателя и публициста Симона Соловейчика. Симон Львович выпускал газету «Первое сентября», которую сын смог превратить в целый издательский дом.

Артём Соловейчик считает, что задача современной педагогики – дать учащимся самостоятельность и свободу выбора. Эксперт выделил три составляющие самостоятельности.

«Первое - это внутренне свободный человек, это то, что называется совестью. Человек воспитанный не идет в разнос, когда исчезает внешний контроль. Второе – целостная картина мира. Она у каждого своя, это не отдельные знания – сдал ЕГЭ, пошел поступать, а потом выясняется, что ты не понимаешь, куда эти знания затем применить. И третья важнейшая часть состоит в том, чтобы у наших выпускников не исчезло желание к самореализации: «хочу быть», «хочу делать», «хочу выйти на свой собственный путь», «хочу быть первым», – подчеркнул эксперт.

«Число отчетов надо сократить»

Артем Соловейчик в период пандемии организовал и провел всероссийскую онлайн-планерку для учителей и родителей, в которой приняли участие 132 000 человек. После этой масштабной конференции были, в частности, выработаны предложения Правительству РФ ликвидировать Минпросвещения и восстановить Минобрнауки. По словам эксперта, дело в том, что сейчас два ведомства не могут слажено работать. В  этом году, например, они долго не могли договориться, как провести экзамен у выпускников школ и выдать аттестаты.

Члены движения «Школа – наше дело» считают, что если бы Министерство обрнауки было единым, многие случившиеся проблемы можно было бы избежать. Например, казуса с аттестатами. Их должны были выдать без ЕГЭ до 15 июня, и многие школы постарались сделать это даже заранее, а потом узнали, что уже выданные аттестаты не действительны, так как их раздали до официального приказа. Министр предложил забрать эти документы об образовании, а затем выдать новые. Но активисты «Школы – наше дело» направили письма, и 17 июня под давлением общественности аттестаты все-таки признали действительными. 

На брифинге также было отмечено, что надо до минимума сократить отчеты педагогов. Ведь сейчас вместо того, чтобы заниматься своей непосредственной педагогической работой, учитель погряз во всякого рода бумажной работе.

«Огромное количество этих отчетов не нужно. Это, безусловно, зло, - уверен Соловейчик. - В 1990-е годы, когда рухнула вся отечность и исчез контроль, родилось большое количество авторских школ, образование получило большой толчок. И сейчас, после пандемии, мы еще увидим, как много образовательных открытий были сделано», – отметил эксперт.

Преподаватель Московского государственного университета технологий и управления Дмитрий Казарцев на своем опыте понял, как отчеты тормозят образовательный процесс.

«Каждый преподаватель ежедневно пишет отчеты, а преподавателей в вузе 200-300. Сколько нужно контролирующих сотрудников, чтобы все их прочитать? Естественно, отчёты никто не читает», -  уверен Дмитрий Казарцев.

«Как ещё можно снять нагрузку с учителей? – продолжает Артем Соловейчик. - Если все уроки, например, с 45 минут перевести на 35, высвобождается целый день. Он может стать для учеников днем учебы по выбору, дистанционного обучения, выполнения домашних заданий. А для учителей – днем подготовки к следующей неделе».

Фото: Партия «Новые люди»

«Профориентация – это тончайшая история»

Руководитель практико-ориентированного проекта «Моя карьера» Екатерина Бакланова отметила, что одна из главных задач в системе образования – помочь школьникам правильно выбрать будущую профессию. На сегодняшний день более пяти тысяч ребят уже определились со своим выборам благодаря участию в проекте. Преподаватель и руководитель программы «Капитаны» Андрей Степаненко тоже уверен, что важно направить ученика, дать ему практические знания, возможность выбора и самостоятельность. В такой помощи нуждаются и студенты.

«Многие современные выпускники думают, что, поступив в вуз, попадут в другой мир, у них будет другая жизнь, а после вуза они обязательно куда-нибудь трудоустроятся, и все будет классно. Но мы понимаем, что реальность другая. Нужно растить в себе самостоятельность и постоянно чему-то учиться», - считает Андрей Степаненко.

При этом Артем Соловейчик подчеркивает, что есть опасность как поздней, так и ранней профориентации. Подросток, может, еще не готов определиться, а родители заставляют, затем он всю жизнь несчастлив.

«Своим детям всегда говорю: если хочешь что-то поменять - меняй. Чем позже ты поймешь, кем хочешь стать, тем большим счастьем это будет для меня. Но к такому подходу не готовы ни родители, ни страна, - считает педагог. -  В пятом классе ребёнок хочет быть космонавтом, потом инженером-химиком, хотя дома говорят – надо быть стоматологом. Отучишься, станешь себя обеспечивать, а потом можешь быть поэтом. Поэтому профориентация - тончайшая история. Внутри должно быть бесстрашие все изменить. Учиться никогда не поздно», - уверен эксперт.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)