166

Компетенции будущего. Как турниры и олимпиады помогают развитию школьников

Школьное образование сегодня значительно отличается того, как учили наших бабушек и дедушек, родителей и даже нас самих еще несколько лет назад. В задачи школ входит не только побудить в ребенке интерес к литературе или физике, но и развить в нем навыки и компетенции, с которыми он отправится дальше в вуз и на работу. Поэтому меняются и форматы проведения уроков – вместе со стандартными лекциями и домашними заданиями школьников теперь привлекают еще и к исследовательской и проектной работе. Как этот процесс организован в Воронежской области, насколько юные воронежцы успешны на турнирах и олимпиадах и не помешал ли этому процессу частичный переход в формат онлайн, читайте в нашем материале.

Новая форма общения учителя и учащихся

Как рассказали в департаменте образования Воронежской области, проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования, а потому входит в программы всех школьных предметов. Участие в исследованиях и проектах делает ребенка более самостоятельным, развивает его как личность, нарабатывает умение учиться и сотрудничать с другими людьми - как взрослыми, так и сверстниками. Да и знания, полученные в ходе такой работы, намного лучше усваиваются. Ведь чтобы реализовать проект, нужно увидеть проблему, поставить перед собой задачу, спланировать работу, быть коммуникативным и научиться выступать перед публикой.

«Основной принцип работы в условиях проектной деятельности – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде определений и теорем. В этом случае урок полностью утрачивает свои традиционные основания и становится новой формой общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания», - пояснили в департаменте образования.

Мотивируют учащихся к совершенствованию навыков проектной деятельности различные конкурсы и турниры. Например, в Воронежской области проводятся конкурсы «Юные исследователи природы - родному краю», экологические проекты «Эколята», областной конкурс «Юннат», областная открытая олимпиада школьников «Турнир юных биологов», областной конкурс водных проектов старшеклассников, областной конкурс «Подрост», региональный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, региональный этап открытого конкурса исследовательских и проектных работ «Высший пилотаж», региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь». В таких мероприятиях участвуют более 1500 детей.

Так, в этом году Воронежская области впервые провела региональный трек Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы». Он состоялся в дистанционном формате в конце марта и собрал 114 участников, из которых выбрали 45 победителей. В итоге восемь юных воронежцев взяли призы заключительного этапа конкурса и были приглашены на научно-технологическую программу «Большие вызовы» в Образовательный центр «Сириус» в Сочи. А во всероссийском конкурсе «Большая перемена» участвовали больше 11,5 тысяч школьников, 13 юных воронежцев вошли в число победителей и получили денежные призы.

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Лучшие из лучших

Олимпиады всегда были мощным социальным лифтом для самых умных и одаренных школьников. С их помощью они могут оценить свои знания и способности, углубить знания по различным предметам, поступить в вуз и, конечно, обзавестись друзьями из разных уголков страны. Сегодня во всероссийской олимпиаде школьников участвуют более семи миллионов учеников 5-11 классов. Воронежцы принимают в этом движении самое активное участие. Так, по данным департамента образования региона, в 2019/2020 учебном году в школьном этапе олимпиады приняло участие больше 200 тысяч человек! Из них в муниципальный этап прошли 20 254 человек, в региональный – 1834, а в заключительный – 38. Десять юных воронежцев получили главные призы. В 2020 году пока состоялись только школьные этапы по шести предметам - химия, математика, физика, информатика, астрономия, биология, но и в них приняло участие уже более 110 тысяч человек.

На сегодняшний день в России проводится около восьми сотен олимпиад, причем не все из направлений можно найти в школьном расписании. Ребята проявляют свои таланты в области дизайна, менеджмента, психологии, робототехники и направлений, находящихся на стыке нескольких дисциплин. Лучшие из лучших получают шанс показать себя на международном уровне. Для этого нужно стать призером всероссийского этапа и знать английский язык. Это не только большая честь, но возможность без экзаменов поступить в любой вуз России – такой шанс предоставляют медалистам.

Так, например, 17-летний Сергей Власенко стал одним из пяти человек, которые вошли в российскую сборную на международной олимпиаде по физику. В 2017 году он привез из Индонезии в Воронеж золотую медаль! В 2020 году одиннадцатиклассники лицея №1 Екатерина Росновская и Роман Шинкаренко вошли в состав российской сборной на международном онлайн-турнире юных физиков. По итогам турнира Россия взяла бронзовую медаль.

Екатерина Росновская рассказала, что интерес к физике в ней побудили родители, которые работают на Нововоронежской АЭС.

«В младших классах меня увлекла книга «Занимательная физика» Перельмана, и по мере взросления я все больше убеждалась в том, что физика - это мой главный интерес. Понимание тех процессов, которые происходят вокруг нас, и возможность их описывать и предсказывать приносят мне огромное удовольствие, - говорит Екатерина. - Я вижу свое будушее именно в физике. Хочу в будущем стать научным работником при учебном заведении или на каком-нибудь предприятии».

Турнир Юных Физиков, по словам школьницы, дает ей четкое понимание того, в чем состоит научная деятельность. Благодаря ему девушка еще больше полюбила физику и многому научилась.

«Мы участвуем в турнире, просто потому что любим это. Но стоит сказать, что диплом Всероссийского турнира даст мне возможность получить дополнительные баллы при поступлении в вуз моей мечты, - делится старшеклассница. - На международном Турнире страны-участницы представляют полноценные научные исследования, а их работу оценивают преподаватели университетов со всего мира. В нашей стране есть много талантливых будущих ученых, при поддержке руководителей мы в этом году достигли высокого результата - получили бронзовую медаль. Одной из главных трудностей является то, что выступления проводятся на английском языке: нужно достаточно хорошо им владеть, чтобы читать зарубежные научные статьи, защищать свое решение и вести научную дискуссию. Но это замечательный шанс подтянуть английский, без которого в наше время никуда».

А воронежец Андрей Жижжелев, будучи в десятом классе гимназии имени Басова, выиграл в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике и прошел в заключительный этап. Он говорит, что олимпиады помогают развивать нестандартное мышление и что представленные на состязаниях задачи на самом деле интересно решать.

«Каждая задача —  отдельная композиция, и зачастую у нее очень красивое решение, и тогда его поиск приносит отдельное удовольствие. Кроме того, на олимпиадах можно пообщаться и посоревноваться с такими же ребятами, которым тоже нравится решать интересные задачи», - говорит Андрей.

В седьмом классе он участвовал в образовательной смене ОЦ «Сириус» по математике, а затем год учился на дистанционном курсе сопровождения после смены.

«Если до «Сириуса» я не занимался именно олимпиадной математикой, то после смен у меня появилось ощутимо больше знаний в этой области. До 11 класса я продолжал учиться в дистанционном курсе, после чего стал готовиться сам, участвуя в тренингах решая задачи, - рассказывает Андрей о подготовке к олимпиаде. - К каждой значительной олимпиаде я стараюсь готовиться отдельно, прорешивая задания прошлых лет, чтобы получить представление о том, чего следует ждать на олимпиаде и какие темы следует повторить».

По его словам, на олимпиадах вырабатывается навык стрессоустойчивости.

«Я стараюсь думать об олимпиаде не как о состязании, в котором обязательно надо хорошо себя проявить, а как о наборе красивых задач, которые мне было бы интересно решить. Это помогает частично снять груз ответственности и избавиться от волнения», - делится школьник.

Девятиклассница воронежской школы №8 Ксения Вдовухина стала победителем региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников 2019/2020 года по истории, экологии и обществознании. Она говорит, что участвует в интеллектуальных состязаниях, чтобы проверить уровень своих знаний, узнать, каким аспектам стоит уделить большее внимание.

«Опыт олимпиад открывает новые возможности, например, даёт в будущем поступить в интересующие учебные заведения. Также участие в олимпиадах помогает на практике определить уровень подготовки как умственной, так и моральной, - делится Ксения. - С нервами порой бывает очень трудно справиться. Бывают случаи, когда заснуть в ночь перед олимпиадой становится сложнее, нежели решить саму олимпиаду. Обычно справиться со стрессом мне помогают мои родители, друзья и учителя, которые оказывают моральную поддержку и настраивают на нужный лад, за что я им очень благодарна. Во время выполнения самих заданий олимпиады обычно не волнуюсь, потому что на это банально нет времени. Тем не менее, я все же ознакомлена с техниками быстрого снятия напряжения, например, со специальными техниками дыхания, которые есть в свободном доступе в интернете».

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Научные бои

Помимо классических олимпиад для юных ученых и исследователей проводят и состязания необычного формата. Например, Турнир юных естествоиспытателей. В нем участвуют школьники в возрасте от 12 до 16 лет, интересующиеся естественными науками. Смысл турнира – не просто найти правильный ответ, а кропотливо изучить обозначенную проблему, провести исследование и представить свое решение на суд экспертов. Над задачей работает не один участник, а целая команда, не возбраняется даже обращаться за советом к взрослым. Самая эффектная часть турнира – научный бой. Докладчик представляет решение, Оппонент задает уточняющие вопросы и критикует, Рецензент дает краткую оценку результатам дискуссии и делает свои заключения относительно выступления обеих команд. Причем, каждая команда за время турнира примеряет на себя все эти роли.

Воронежские команды - из Воронежа, Анны, Верхнего Мамона, Павловска, Нововоронежа - активно участвуют в этом турнире. Так, команда «Коты Шредингера» даже создала собственную установку для получения электричества и, когда турнир закончился, продолжила работу над ней. В ноябре ребята приняли участие в финальном этапе конкурса «Акселератор технологических проектов «Технолидеры будущего» и теперь налаживают собственное производство.

Как рассказала руководитель команды, учитель физики СОШ №13 Наталья Деева, «Коты Шрёдингера» состоят из учеников разных школ, поэтому основное взаимодействие между ними происходит в дистанционном формате. Ребята знакомятся с турнирными задачами, выбирают понравившиеся и выстраивают алгоритм работы над ними: ищут информацию, ставят эксперименты, готовят их математическое описание. Воронежский госуниверситет и технопарк «Кванториум» помогают им в этом - проводят онлайн встречи, где обсуждаются возможные пути решения турнирных задач. Все решения - что можно улучшить, что исправить, какие  дополнительные эксперименты провести, что изменить в математической модели – команда принимает вместе.

«Процесс подготовки к турниру и участие в нём прививают ученикам любовь к исследовательской деятельности, - говорит Наталья. - Ребята учатся ставить цели и искать пути их достижения. Участники турниров должны уметь аргументировано отстаивать свою точку зрения, вести конструктивный диалог, видеть пути улучшения своих решений. Ребята учатся использовать свои знания при решении нестандартных, практико-ориентированных задач».

В 2018 году на Турнире юных естествоиспытателей была предложена задача «Атмосферное электричество».

«Турниры, и в особенности задача «Атмосферное электричество», полностью изменили меня в лучшую сторону, за что им спасибо, - рассказывает автор-разработчик ее решения Никита Куралесин. - Атмосферное электричество хоть и было турнирной задачей, но мне ничего не мешало превратить ее в настоящую научную работу, достойную большего. Работа над этой ней не закончилась после завершения седьмого класса, а лишь продолжилась».

Ребята продолжают работать над задачей «Атмосферное электричество». Сейчас проект участвует  в конкурсе «Технолидеры будущего» - образовательной программе для школьных команд 8-11 классов, направленной на подготовку будущих технологических предпринимателей. «Коты Шредингера» вышли в финал, который состоится в марте.

В помощь юным физикам, естествоиспытателям, биологам и химикам в Воронеже и области работают детские технопарки «Кванториум». На занятиях ребята практикуют теорию решения изобретательских задач, разрабатывают проекты, которые отвечают запросам бизнеса и развивают у воспитанников 4К-компетенции: креативное и критическое мышление, навыки коммуникации и работу в команде. Ученики «Кванториумов» нередко принимают участие в научных турнирах разных уровней, а еще технопарк проводит свои состязания, например, Воронежский цифровой турнир юных естествоиспытателей. В этом году он проходил на онлайн платформе Zoom.

Фото: Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области

Образовательный центр будущего

Региональным оператором проведения Всероссийской олимпиады школьников на территории Воронежской области выступает региональный центр «Орион». Он организует интенсивные профильные краткосрочные образовательные программы как в очной, так и в очно-заочной форме. Структура учреждения сформирована таким образом, чтобы выстроить единое образовательное пространство и для ребенка, и для педагога. В ней выделено два ключевых блока: методическое сопровождение системы дополнительного образования и работа с одаренными детьми, которая в свою очередь делится на образовательный процесс и тьюторское сопровождение. Во все программы включены базовые модули, направленные на развитие мышления, воображения, аналитических навыков, логики, коммуникативных навыков. Ученики «Ориона» развиваются личностные качества, например, уверенность в себе, коммуникабельность, лидерские качества, умение самопрезентации, и получают общекультурные компетенции, начиная от искусства дипломатии и заканчивая умением вести свою страничку в социальных сетях.

С марта «Орион» перешел на дистанционный формат. Теперь и учеба, и мероприятия проводятся с использованием информационных технологий. Перешли на удаленку и все региональные общественно-значимые, образовательные и воспитательные события: интенсивы, турниры, олимпиады. Так, летом центр «Орион» организовывал образовательные интенсивы. 50 ребят приняли участие в четырехдневном онлайн-хакатоне «Орион-хакатон». Школьники сами придумывали и реализовывали свои проекты, учились работать в команде, решали интересные задачи от IT-компаний и пробовали себя в IT-сфере. А весной Воронежская область поддержала инициативу Образовательного центра «Сириус» по проведению пригласительного этапа Всероссийского олимпиады школьников. В нем приняли участие более 24,5 тысяч обучающихся воронежских учеников 3-10 классов. Регион даже вошел в число лидеров по количеству участников олимпиады.

Кроме того, Воронежская область стала одним из пилотных регионов, где опробуют проведение школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в онлайн-формате с использованием технологической платформы «Сириус-Онлайн». Сейчас муниципальный этап интеллектуальных состязаний проводиться с использованием дистанционных технологий на Региональной тестирующей платформе.

«Участие в олимпиаде - один из ключевых элементов для достижения национальных целей развития России в части создания возможностей для самореализации и развития талантов, - комментируют в департаменте образования. - Проведение олимпиады в новом формате позволит повысить качество организационно-методического сопровождения проведения этапов Всероссийской олимпиады школьников на территории Воронежской области, обеспечить доступность участия в олимпиадном движении обучающимся образовательных организаций, будет способствовать формированию эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи».

Форум одаренных детей

Декабрь – время подводить итоги года, в том числе и образовательные. 24 декабря состоится традиционный VI Форум одаренных детей Воронежской области. В этом году он впервые пройдет в онлайн-формате. Участников ждут онлайн-поздравления от известных воронежцев, интервью с одаренными детьми, видеопрезентации регионального центра «Орион», Центра опережающей профессиональной подготовки, детского технопарка «Кванториум», центра по работе с одаренными детьми «Солнышко в Репном». Пять детей, проявивших себя в областях краеведения, спорта, искусства, естественнонаучного и технического направления, получат заслуженные награды. Также премии получат победители областного конкурса «Старая, старая сказка», регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников и лучшие  спортсмены. Трансляция форума будет вестись на интернет-канале ТВ «Губерния» и в соцсетях. А для педагогов пройдет Zoom-конференция «Лучшие педагогические практики системы дополнительного образования».

Оставить комментарий (0)