Цены на топливо, пожалуй, самая обсуждаемая тема среди автолюбителей. Тем более что в Воронежской области бензин марки АИ-92 оказался самым дорогим по сравнению с ценами в других регионах Центрального федерального округа. В чём причина ценового взлёта и как долго это будет продолжаться?
Движение вверх
Воронежцы уже несколько дней подряд делятся в соцсетях фотографиями с автозаправок. Так, на одной из АЗС в начале сентября цены на АИ-92 взлетали до 60 руб., на АИ-95 — до 66,5 руб., а дизель пробил планку в 70 руб. Впрочем, в ценах на топливо сегодня нет согласия. Какие-то заправки повышают стоимость лишь немного, другие — довольно значительно.
«В начале сентября приехал из отпуска. И сразу заметил, что бензин подорожал. С тех пор цены где-то быстрее, где-то медленнее ползут вверх, — говорит автолюбитель Сергей Протопопов. — Раньше я мог себе позволить 95-й, теперь заправляюсь 92-м. Но если так пойдёт и дальше, придётся, видимо, пересаживаться на общественный транспорт».
По данным Воронежстата, в августе 2023 года по отношению к предыдущему месяцу наблюдалась тенденция роста цен на все виды моторного топлива. Дизельное топливо подорожало на 7,0%, газовое моторное топливо — на 5,2%. Цены на автомобильный бензин марки АИ-98 и выше поднялись на 3,9%, марки АИ-95 — на 2,4%, марки АИ-92 — на 2,3%.
По мнению экспертов, осенью цены на топливо росли всегда. Но сейчас кроме сезонности появилось ещё несколько причин удорожания. Например, этим летом многие нефтеперерабатывающие заводы закрылись на плановый ремонт. Отсюда дефицит топлива, который на фоне растущего спроса в сезон отпусков и период активных сельхозработ и привёл к подорожанию.
«При резком увеличении спроса цена на топливо тоже должна увеличиваться — для выравнивания баланса, — объясняет кандидат экономических наук Олег Макаров. — Но в данной ситуации повышение не имеет экономического обоснования. Да, топлива не хватает, и компании взвинчивают цену, но что мешало им делать запасы, так как такой спрос ежегодный? Отрасль является стратегически важной, и её нельзя отдавать на откуп десятку коммерческих организаций, которые могут между собой договориться».
Кто примет удар первым?
Пока основной удар принимает на себя бизнес, завязанный на оптовых закупках топлива, — это прежде всего аграрии и перевозчики. Но повышение стоимости солярки неизбежно потянет вверх цены и на всё остальное.
«Сельхозпроизводители зависят от уровня цен и наличия дизельного топлива, стоимость которого закладывается в себестоимость производимой продукции. Плательщиком в любом случае окажется конечный потребитель», — говорит Олег Макаров.
И, кстати, цены на продукты уже заметно выросли. Не исключено, что подорожает и проезд в общественном транспорте.
В тему
Воронежское УФАС России, по поручению Федеральной антимонопольной службы, подключилось к проведению проверок ценообразования на рынке топлива. Прежде всего проанализируется ситуация с ценами мелкооптовой реализации горючего с нефтебаз. Специалисты также изучат факторы, из которых в конечном итоге складывается стоимость топлива для потребителей. Проанализируют всю цепочку формирования цены бензина — от нефтепереработки до розницы.
«Учитывая важность и актуальность проводимой работы, нами будет в кратчайшие сроки собрана вся необходимая информация для последующего анализа и, в случае выявления нарушений, пресечения действий участников рынка в целях обеспечения населения топливом по экономически обоснованной цене», — отметил руководитель Воронежского УФАС России Денис Чушкин.