Пока в других городах проводятся опросы общественного мнения, наша власть стремится показать, что лучше самих воронежцев знает, какой праздник им нужен. При этом звучат заявления о ёлке как о «национальной скрепе» и её «религиозном содержании». Почему же чиновники так болезненно относятся к теме урезания бюджетных расходов на праздничную мишуру? В ситуации разбирался vrn.aif.ru.
Символ вечной жизни
Напомним, что именно в нынешние непростые времена чиновники решили заменить шесть лет украшавшую Воронеж новогоднюю ёлку «Снежная королева» на новую – ценой в рекордные для города 15 миллионов рублей. Всего же праздничные торжества с новогодним оформлением обойдутся примерно в 65 миллионов рублей, а с учётом устройства катков и охраны – в сумму свыше 70 миллионов рублей. При этом с началом частичной мобилизации в России стартовало движение за урезание новогодних расходов. За празднование в усечённом варианте высказались жители и руководители многих российских городов.
В Воронеже петиция с требованием пустить новогодние деньги на поддержку мобилизованных набрала 746,5 тысяч подписей. Власть долго старалась не замечать эту позицию, но 18 ноября руководитель секретариата губернатора
Игорь Лотков сообщил газете
«Коммерсантъ», что «Новогодняя ёлка – это победа света над тьмой..., символ стойкости народа… Есть ещё и глубокое религиозное содержание. Это серьёзные аргументы за ёлку, нельзя цивилизацию оставлять без неё, это национальная скрепа».
Впрочем, есть и другие точки зрения по этому вопросу.
«Вероятно, Игоря Лоткова бросили грудью на информационную амбразуру, не вооружив боеприпасом в виде исторической справки, - полагает историк и общественный деятель Николай Сапелкин. – На Руси вечнозелёное дерево традиционно было символом перехода в вечную жизнь. И сегодня в Воронежской области есть сёла, где сосновые или еловые ветки бросают перед траурной процессией, провожая покойника на кладбище – для временного отдохновения перед будущим воскресением».
Вот только русские люди воспринимали этот символ прямолинейно: если ёлку используют на похоронах, зачем нести её в дом? Поэтому традиция рождественской и новогодней ели в России приживалась довольно тяжело.
«Впервые она появилась при дворе императора Николая I, а повсеместно распространилась только через 80 лет, - продолжает историк. – А с началом Первой мировой войны вообще оказалась под запретом: было широкое общественное движение за отказ от рождественской ёлки как от символа, пришедшего из Германии. И только с 1935 года, когда зарождалась новая советская обрядность, ёлка, Дед Мороз и Снегурочка стали неотъемлемыми атрибутами весёлого праздника. А в последнее время Новый год и вовсе превратился в коммерческий праздник общества потребления – возможно, именно поэтому люди с таким возмущением отнеслись к увеличению расходов».
Деньги – на воинов
Впрочем, кажется, что в стране маятник общественных настроений качнулся в противоположную сторону. Так, 18 ноября Всероссийский центр изучения общественного мнения опубликовал результаты опроса: 70% россиян высказались за праздничное оформление городов при условии, что власти откажутся от приобретения новой иллюминации и украшений. И это при том, что месяц назад те же 70% были готовы поддержать полную отмену новогодних торжеств.
Свой опрос провели в столице: 80% москвичей поддержали празднование, при этом 52 % - предложили воздержаться от уличных концертов.
«Мне нравится позиция мэрии Москвы, - отмечает Николай Сапелкин. – Заработанные на празднике деньги пойдут на поддержку наших воинов. Думаю, что и воронежской власти следовало бы поступить так же и передать часть доходов семьям мобилизованных и на подарки бойцам».
Справка
Впервые «Снежную королеву» установили в Воронеже в 2016 году, а 24 января 2017 года нашу ёлку внесли в книгу рекордов России как «самую высокую стволовую искусственную новогоднюю ель». Её высота составляла 26 метров, высота нового дерева, которое планируют установить на площади – 21 метр.